Взаимодействие и взаимосвязь элементов ВКБ прослеживаются уже на ранних стадиях развития заболевания. Все последующие этапы ее создания сопровождаются постоянным взаимовлиянием ее элементов, которые могут находиться в разных фазах формирования: полностью или частично сформированными, угасающими, перестраивающимися или только появляющимися. Поэтому с самого начала исследования нужно подходить к ВКБ как динамической системе, все звенья которой являются гибкими и обладают определенным эмоциональным зарядом. Вот почему беседа и опрос — основные методы исследования ВКБ — не должны быть стандартными. Информация, получаемая от больного, зачастую характеризует в разной степени сразу несколько элементов ВКБ. Но далеко не каждый больной способен к четкой логической формулировке того, что его беспокоит. Это связано с целым рядом внутренних и внешних факторов социального, психологического и нейрофизиологического плана. Уточнение их — задача исследователя. Нужно также помнить, что представления больного о своем заболевании постоянно переосмысливаются и перестраиваются под влиянием различных источников информации. Врач должен постоянно корригировать и контролировать этот процесс, начиная с первых посещений больного.
Большое значение для ВКБ имеет ТЭО — тип эмоциональных отношений личности к своему телу, проявлениям болезни. Определенный тип эмоциональных отношений может быть присущ человеку с детства, что связано с воспитанием, особенностями личности, структурно-функциональной организацией мозга. Это более или менее стабильный фоновый тип эмоциональных отношений. Кроме того, следует дифференцировать тип эмоциональных отношений к конкретному заболеванию в целом и тип эмоциональных отношений к отдельным проявлениям болезни. Например, при общем гипернозогностическом типе эмоциональных отношений может быть гипонозогностический тип эмоциональных отношений к какому-то симптому болезни. Этот частный тип эмоциональных отношений является чрезвычайно подвижным элементом ВКБ и подвержен влиянию многих факторов социально-психологического или личностного плана. Например, изменение семейной ситуации, потеря близкого человека могут изменить гипонозогностический тип эмоциональных отношений на гипернозогностический. И, наконец, следует отметить, что тип эмоциональных отношений может быть неодинаковым к разным заболеваниям у одного человека и к аналогичным заболеваниям у разных людей. При исследовании типа эмоциональных отношений опрос должен быть направлен на определение эмоционального восприятия и осознанности симптомов, степени и характера информированности больного о заболевании, выявлении особенностей воспитания, структуры формирования личности и уровня интеллектуального развития и т. п. Помимо опроса, применяются личностные, патопсихологические и нейропсихологические методики. Среди них большое значение имеют тесты на определения правшества—левшества в целях выявления функциональной асимметрии мозга. Из электрофизиологических методик используются регистрация ЭЭГ, а также КГР на эмоционально значимые раздражители и др.
Правильно проведенный анализ результатов комплексного исследования типов эмоционального отношения позволит отдифференцировать типы эмоциональных отношений, связанные с особенностями функциональной организации головного мозга, с формированием личности, с сознательным изменением ТЭО под влиянием эмоционально-мотивационных факторов, которые, например, встречаются у симулянтов, умышленно строящих фиктивную картину болезни, аггравантов, специально усиливающих имеющуюся ВКБ, и др. Тип эмоциональных отношений тесно связан с аппаратом прогнозирования и опытом личности в отношении заболевания: гипонозогностический тип эмоциональных отношений — с положительным эмоциональным прогнозированием событий; гипернозогностический тип эмоциональных отношений — с отрицательным. Больной может, например, прогнозировать и выздоровление, и смерть — два полярных параметра исхода заболевания, между которыми находится целый ряд переходных состояний, на которые может рассчитывать больной. Вероятность прогноза смерти встречается у немногих: как правило, надежда на выздоровление имеется у каждого больного. Задача врача заключается в увеличении «процента надежды» в модели прогноза. Способность каждой личности проецировать болезнь в будущее и определять ее прогноз может быть различной. Эта способность зависит от многих факторов, в том числе и от других моделей ВКБ, например типа эмоциональных отношений, интеллектуальных свойств человека, особенностей принятия решения и др. Перечисленные факторы тесно взаимодействуют друг с другом. Чрезмерная тревожность препятствует созданию нужных моделей ВКБ.
система ценностей личности – предыдущая | следующая – модель ожидаемых результатов лечения
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание