тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 2. Основные принципы и методы психологического исследования “внутренней картины болезни” (продолжение)

При выявлении структуры ВКБ нужно изучать уровни осо­знания элементов ВКБ. Необходимо определить, какие ком­плексы ВКБ являются результатом самовнушения или логиче­ской переработки информации, а какие имеют только эмоционально-мотивационную основу или внушены врачом. Следует учитывать и источники информации, которые используются больным при формировании ВКБ: 1) личный опыт к моменту заболевания; 2) суждения других больных, страдающих теми же заболеваниями; 3) использование медицинской литературы, в том числе популярной; 4) сведения, полученные из компетент­ных медицинских источников, которые могут быть достоверными или недостоверными (по деонтологическим соображениям); 5) впечатления и мнения окружающих немедицинских лиц: соседей, друзей и т. п. Все перечисленные источники информа­ции могут быть позитивными и негативными, разной степени ин­формативности и авторитетности, обладать эмоциональным ве­сом (суггестивным воздействием) и значимостью. Роль мораль­ных ориентации в формировании ВКБ чрезвычайно важна, осо­бенно в плане раскрытия ВКБ другому человеку. Это сложный эмоционально-личностный процесс. Далеко не каждый больной в состоянии легко рассказать о своих проблемах в связи с раз­витием заболевания. Некоторые элементы ВКБ своими корнями уходят в бессознательное и недоступны самому больному. Тре­буется большое искусство врача, психолога, психотерапевта, чтобы понять структуру ВКБ. Для более глубокого ее понима­ния желательно изучить ее динамику в онтогенетическом аспекте.

Можно выявить особенности формирования ВКБ в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте. Как известно, эле­менты ВКБ зарождаются в детском возрасте, оставляя опыт заболевания на всю жизнь и оказывая влияние на все после­дующие новые модели болезни. Поэтому при анализе конкрет­ной ВКБ необходимо получить данные о прошлых заболева­ниях. ВКБ тесно связана с механизмами принятия решения и системой ценности личности. Часть таких решений может быть подсказана врачом. Эти решения могут приниматься больным и логически, и эмоционально. Происходит, как правило, слож­ный, напряженный процесс борьбы мотиваций, конфликта в си­стеме ценностей и т. д. Возникают столкновения реальных жизненных решений и тех, которые принимаются в связи с бо­лезнью («я должен и хочу…, но не могу, так как болен»). При исследовании ВКБ необходимо изучать систему ценностей боль­ного, в основе которой находится оценка состояния здоровья. При формировании ВКБ значение ее огромно. Иногда система ценностей, имеющая отношение к ВКБ, выступает как конку­рирующая в общей системе ценностей личности, где занимает определенное место. Например, при ипохондрии она на первом месте, а при анозогнозии — практически отсутствует. Во время беседы важно выяснить, каковы ценностные ориентации боль­ного и как они изменились в связи с развитием заболевания. В иерархии ценностей личности каждый симптом занимает свое место.

Изучая ведущие симптомы болезни, необходимо объективно выяснить, какие из них являются главными, а какие — вто­ростепенными. Однако для больного ценность симптома зача­стую определяется не клинической, а личностной его значимо­стью. При расспросе следует отметить, как больной описывает и интерпретирует имеющиеся симптомы, может ли он опреде­лить «цену» и ранговое место каждого симптома. Разница между субъективной и клинической «ценой» симптома дает представление о степени субъективного преувеличения или преуменьшения проявлений заболевания. Выявление диссоциа­ций между этими оценками является важной задачей исследо­вателя, особенно в плане психотерапевтической коррекции и создания адекватной модели ведущих симптомов уже на ран­них стадиях заболевания. В построении больным этой модели большое значение имеет система «схемы тела», с помощью ко­торой разнообразные ощущения приобретают пространственно-временную отнесенность и эмоциональный тон, на что указы­валось выше. Исследование «схемы тела» можно проводить с помощью опроса и психологического исследования. Прежде всего необходимо выяснить отношение больного к своему телу п попытаться определить, нет ли у него скрытых дефектов «схемы тела». Кроме того, в процессе опроса важно узнать: 1) испытывает ли больной чувство телесного дискомфорта, и если да, то в каких частях тела и какая при этом окраска эмоциональных переживаний, особенно при наличии косметического и анатомического дефектов; 2) каковы пространственное расположение неприятных ощущений или болей относи¬тельно координат тела, степень локальности, глубины, четкости границ и т. п.: 3) какие изменения или нарушения в собственном теле представляют для больного особое значение, с чем это связано: с эмоциональным фактором, затруднением самообслуживания и др.; 4) как воспринимается телесный дискомфорт во временном аспекте: настоящем, прошедшем и будущем, его соотношение с ощущениями в данное время.

При психофизиологических исследованиях схемы тела можно использовать любые нейропсихологические методики, применяющиеся для диагностики поражений теменных, теменно-височных или лобных отделов мозга (скрещивание рук, графические пробы, тест складывания человечка и др.), описанные во многих руководствах. Полученные данные полезно сопоставлять с результатами электроэнцефалографии.

модель ведущих симптомов – предыдущая | следующая – стадии развития заболевания

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание