canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Система ценностей личности пациента играет важную роль в постановке диагноза. Многие сведения о пациенте можно получить опираясь на систему ценностей личности.

Глава 2. Основные принципы и методы психологического исследования “внутренней картины болезни” (продолжение)

При выявлении структуры ВКБ нужно изучать уровни осо­знания элементов ВКБ. Необходимо определить, какие ком­плексы ВКБ являются результатом самовнушения или логиче­ской переработки информации, а какие имеют только эмоционально-мотивационную основу или внушены врачом. Следует учитывать и источники информации, которые используются больным при формировании ВКБ: 1) личный опыт к моменту заболевания; 2) суждения других больных, страдающих теми же заболеваниями; 3) использование медицинской литературы, в том числе популярной; 4) сведения, полученные из компетент­ных медицинских источников, которые могут быть достоверными или недостоверными (по деонтологическим соображениям); 5) впечатления и мнения окружающих немедицинских лиц: соседей, друзей и т. п. Все перечисленные источники информа­ции могут быть позитивными и негативными, разной степени ин­формативности и авторитетности, обладать эмоциональным ве­сом (суггестивным воздействием) и значимостью. Роль мораль­ных ориентации в формировании ВКБ чрезвычайно важна, осо­бенно в плане раскрытия ВКБ другому человеку. Это сложный эмоционально-личностный процесс. Далеко не каждый больной в состоянии легко рассказать о своих проблемах в связи с раз­витием заболевания. Некоторые элементы ВКБ своими корнями уходят в бессознательное и недоступны самому больному. Тре­буется большое искусство врача, психолога, психотерапевта, чтобы понять структуру ВКБ. Для более глубокого ее понима­ния желательно изучить ее динамику в онтогенетическом аспекте.

Можно выявить особенности формирования ВКБ в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте. Как известно, эле­менты ВКБ зарождаются в детском возрасте, оставляя опыт заболевания на всю жизнь и оказывая влияние на все после­дующие новые модели болезни. Поэтому при анализе конкрет­ной ВКБ необходимо получить данные о прошлых заболева­ниях. ВКБ тесно связана с механизмами принятия решения и системой ценности личности. Часть таких решений может быть подсказана врачом. Эти решения могут приниматься больным и логически, и эмоционально. Происходит, как правило, слож­ный, напряженный процесс борьбы мотиваций, конфликта в си­стеме ценностей и т. д. Возникают столкновения реальных жизненных решений и тех, которые принимаются в связи с бо­лезнью («я должен и хочу…, но не могу, так как болен»). При исследовании ВКБ необходимо изучать систему ценностей боль­ного, в основе которой находится оценка состояния здоровья. При формировании ВКБ значение ее огромно. Иногда система ценностей, имеющая отношение к ВКБ, выступает как конку­рирующая в общей системе ценностей личности, где занимает определенное место. Например, при ипохондрии она на первом месте, а при анозогнозии — практически отсутствует. Во время беседы важно выяснить, каковы ценностные ориентации боль­ного и как они изменились в связи с развитием заболевания. В иерархии ценностей личности каждый симптом занимает свое место.

Изучая ведущие симптомы болезни, необходимо объективно выяснить, какие из них являются главными, а какие — вто­ростепенными. Однако для больного ценность симптома зача­стую определяется не клинической, а личностной его значимо­стью. При расспросе следует отметить, как больной описывает и интерпретирует имеющиеся симптомы, может ли он опреде­лить «цену» и ранговое место каждого симптома. Разница между субъективной и клинической «ценой» симптома дает представление о степени субъективного преувеличения или преуменьшения проявлений заболевания. Выявление диссоциа­ций между этими оценками является важной задачей исследо­вателя, особенно в плане психотерапевтической коррекции и создания адекватной модели ведущих симптомов уже на ран­них стадиях заболевания. В построении больным этой модели большое значение имеет система «схемы тела», с помощью ко­торой разнообразные ощущения приобретают пространственно-временную отнесенность и эмоциональный тон, на что указы­валось выше. Исследование «схемы тела» можно проводить с помощью опроса и психологического исследования. Прежде всего необходимо выяснить отношение больного к своему телу п попытаться определить, нет ли у него скрытых дефектов «схемы тела». Кроме того, в процессе опроса важно узнать: 1) испытывает ли больной чувство телесного дискомфорта, и если да, то в каких частях тела и какая при этом окраска эмоциональных переживаний, особенно при наличии косметического и анатомического дефектов; 2) каковы пространственное расположение неприятных ощущений или болей относи¬тельно координат тела, степень локальности, глубины, четкости границ и т. п.: 3) какие изменения или нарушения в собственном теле представляют для больного особое значение, с чем это связано: с эмоциональным фактором, затруднением самообслуживания и др.; 4) как воспринимается телесный дискомфорт во временном аспекте: настоящем, прошедшем и будущем, его соотношение с ощущениями в данное время.

При психофизиологических исследованиях схемы тела можно использовать любые нейропсихологические методики, применяющиеся для диагностики поражений теменных, теменно-височных или лобных отделов мозга (скрещивание рук, графические пробы, тест складывания человечка и др.), описанные во многих руководствах. Полученные данные полезно сопоставлять с результатами электроэнцефалографии.

модель ведущих симптомов – предыдущая | следующая – стадии развития заболевания

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Яндекс.Метрика