Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

Сферы применения психологической коррекции. В настоя­щее время методы психологической коррекции находят широ­кое применение в самых различных областях медицины как для решения собственно лечебных задач, задач психотерапев­тических, так и для целей психогигиены и психопрофилактики. В системе восстановительного лечения и реабилитации боль­ных различными заболеваниями осуществляется комплексный подход, учитывающий наличие биологического, психологиче­ского и социального факторов в происхождении того или иного заболевания. Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, тем больший удельный вес приобретают ме­тоды психологической коррекции. В этом смысле наиболее адекватными методы психологической коррекции становятся при лечении психогенных расстройств. Однако применение пси- хокоррекционных методов обусловлено не только этиопатогенезом. Во-первых, любое заболевание протекает у определен­ной конкретной личности, учет психологических особенностей которой, ее эмоционального состояния, психологического от­ношения к болезни и лечению, взаимоотношений с окружаю­щими способствует процессу восстановления. Во-вторых, ряд заболеваний, в этиопатогенезе которых психологический фак­тор не играет существенной роли, имеют определенные психо­логические и социально-психологические последствия (связан­ные с тяжестью заболевания, с ограничениями или дефектом, вызванными болезнью), выражающиеся в изменении психиче­ского состояния человека, снижении его работоспособности и реакции на это, сужении круга интересов, изменении социаль­ного статуса, затруднении или невозможности выполнения су­ществовавших ранее социальных ролей и т. д. Человек не ус­певает или вовсе не в состоянии сам адаптироваться к этим изменениям, что может привести к усилению невротизации. Применение методов психологической коррекции в таких слу­чаях также будет адекватным, так как здесь мы имеем дело с нарушением психологического и социально-психологического функционирования личности под воздействием соматических расстройств. В принципе применение методов психологической коррекции при непсихогенных заболеваниях можно рассмат­ривать как психопрофилактические мероприятия, направленные на предупреждение вторичных невротических нарушений.

При различных соматических и психосоматических заболева­ниях спектр методов психологической коррекции используется в самом разнообразном сочетании. Интенсивность корригирую­щих воздействий определяется удельным весом психогенного фактора в происхождении нарушений. Соответственно этому формулируются и специальные задачи психокоррекционной ра­боты, которые во многом совпадают с задачами психокоррек­ционной работы с больными неврозами. При работе с различ­ными пограничными контингентами (психопатии, суициденты, логоневрозы, сексуальные психогенные расстройства) особое значение приобретают методы, направленные на восстановле­ние коммуникативных навыков, выработку более адекватных форм поведения и общения в самых разнообразных ситуациях, совершенствование личностного контроля, изменение само­оценки в адекватном направлении. Для этого широко исполь­зуются тренинговые методы, групповые и семейные формы психотерапии.

Все более расширяющееся применение методов психокор­рекционной работы связано с развитием реабилитационного направления. Задачи психологической коррекции при психи­ческих заболеваниях охватывают широкий круг проблем и формулируются следующим образом: эмоциональная стимуля­ция, социальная активация, развитие коммуникативных воз­можностей, выработка адекватных стереотипов поведения, по­вышение самооценки и уверенности, коррекция установок, ре­конструкция в возможных пределах измененной системы от­ношений, оптимизация общения, преодоление изоляции, разви­тие адекватных форм психологической компенсации, развитие сохранных психологических структур [Вид В. Д., 1975; Горе­лик В. М., Николаева И. Н., 1975; Днепровская С. В., 1975; Кабанов М. М., 1978, и др.]. В психокоррекционной работе с психическими больными используются самые разнообразные методы и приемы в индивидуальном, семейном и групповом вариантах. Особое значение приобретают социотерапевтические методы, направленные на восстановление социального статуса больных, тренировку их сохранных социальных ролей и выра­ботку новых, повышение самооценки, чувства уверенности в себе и собственной ценности. Конкретные методы психокоррекционной работы определяются особенностями личности больного, нозологической принадлежностью, характером симп­томатики, стадией лечебного процесса, т. е. всей совокупно­стью клинических, психологических и социальных факторов. Интерпретация, тренинг и советы являются адекватными сти­лями проведения психокоррекциопной работы с данным кон­тингентом больных. Психокоррекционная работа с психически больными является более длительной и, как правило, требует продолжения после окончания интенсивного лечения (напри­мер, в форме клуба бывших пациентов). В целом, как отме­чает В. М. Воловик, психокоррекционную работу с данным контингентом отличает поддерживающий и тренировочный ха­рактер.

При проведении психокоррекциопной работы с больными алкоголизмом основными задачами являются преодоление анозогнозии, изменение неадекватного отношения к своей болезни и формирование установок на полное воздержание от употреб­ления алкоголя, а также формирование правильного представ­ления больного алкоголизмом о самом себе [Гузиков Б. М. и др., 1980]. Коррекционная работа при алкоголизме осущест­вляется и в форме групповой, и в форме индивидуальной, и в форме семейной психотерапии. Большое значение имеют социотерапевтические методы. При проведении психотерапевти­ческой работы, в отличие, например, от неврозов, стиль пове­дения психотерапевта отличается большей директнвностью. Поддерживающая психокоррекциоппая работа проводится с па­циентами на протяжении нескольких лет (также часто в форме клуба бывших пациентов, к участию в работе которого привле­каются члены семьи и лица ближайшего окружения).

 

терапевтическая среда – предыдущая | следующая – психопрофилактика

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание