Переработка слуховой информации
16. Воспроизведение и оценка ритмов. Проба на ритмы состоит из 3 частей: воспроизведение ритмов по слуховому образцу, выполнение ритмов по речевой инструкции, оценка ритмов. Наличие 3 частей обусловлено тем, что самое естественное (и потому экологически валидное) задание на воспроизведение ритмов является комплексным. Оно предполагает и слуховое восприятие, и выполнение серийных движений, т.е. одинаково активного участия функций и II, и III блоков. Чтобы проинтерпретировать результаты этого задания, необходимы отдельные задания по слуховому восприятию и выполнению серийных движений. Задания, которые требуют участия слухового восприятия, представлены в этом разделе, задание на выполнение ритмов по речевому образцу было дано в разделе на серийную организацию.
1. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу.
Это задание состоит из восьми ритмических структур, часть из которых неакцентированные, а другие — акцентированные. Психолог предъявляет каждую ритмическую структуру в соответствии с образцом, а ребенок выполняет ритмы, повторяя каждую структуру не менее 5 раз. Психолог стучит счетной палочкой, его движения не должны быть размашистыми. При предъявлении ритмов для исключения опоры на зрительный образ движения психолог загораживает свою руку другой рукой.
Инструкция: «Сейчас мы будем стучать, я покажу, а ты продолжи так же, как я».
Образец: 1) II II II; 2) III III III; 3) III III III (быстро); 4) IIIIII (быстро); 5) II ***; 6) I **; 7) ** I; 8) *** II.
5-8 серии (как и первые) предъявляются неоднократно (2-3 раза). Удары следуют без пауз и без резкого контраста между более громкими (I) и более тихими (*) ударами.
При проведении повторных исследований учащимся 3-4 классов предъявляют серии: 9) *** III, 10) * III **, а первые две серии не предлагают.
- Выполнение ритмов по речевой инструкции (см. выше).
- Оценка ритмических структур.
Задание предполагает опознание 4-х образцов.
Инструкция. «Сейчас ты стучал по 2 раза, по 3 раза, а теперь я буду стучать, а ты постарайся определить, по сколько раз я стучу, по 2 или по 3 или иначе [т.е. по сколько ударов в каждой пачке между паузами]». После опознания первой ритмической структуры ребенка следует похвалить: «Ты прав. Молодец! Я действительно стучу по 2». При пересчете ударов (ответ: «По 6») инструкцию необходимо повторить еще раз.
Образец: 1) IIIIII; 2) III III III; 3) IIIIII (быстро); 4) III III III (быстро).
17. Понимание близких no звучанию слов (показ по слову- наименованию). Это адаптация для детей задания из «Методики оценки речи при афазии» (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981). Проба направлена на исследование фонематического слуха и слухоречевой памяти ребенка.
Материалом являются 10 картинок, изображающих предметы, названия которых близки по звучанию: точка — дочка, почка — бочка, трава — дрова, коса — коза, миска — мишка.
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют 2 листа с 10 картинками и спрашивают: «Ты узнал, что изображено на картинках? Назови». Картинку с предметом, который может быть назван двояко (миска, тазик), психолог называет сам: «Миска». Для правильного опознания и называния картинок «почка» и «дочка» психолог подсказывает: 1) «Весной на деревьях набухают… (почки)»; 2) «Девочка играет с куклой. Она — мама, а кукла — ее… (дочка)». Это позволяет сделать экспресс-анализ номинативной функции речи. После этого идет основная проба на показ картинок по слову-наименованию.
Инструкция: «Я тебе буду называть предметы на картинках, а ты — их показывать. Слушай внимательно. Смотри на меня». (Последняя инструкция дается с тем, чтобы ребенок не мог находить нужные картинки во время предъявления слов). Если ребенок смотрит на листы, то при предъявлении слов их закрывают. Слова предъявляются четко и без пауз. Если ребенок начинает проговаривать слова, ему предлагают продолжить задание молча [прикусив кончик языка].
Если ребенок в ответе меняет порядок слов, то ему дается дополнительная инструкция: «Показывай в том же порядке, в каком я тебе называю».
Задания для детей 4-5 лет:
1) дрова, коса;
2) почка, миска;
3) трава, бочка, коза.
Задания для детей 6 лет и старше:
4) точка, мишка, коса;
5) трава, дочка, миска, бочка;
6) коза, дрова, почка, мишка;
7) точка, миска, бочка, трава, коза;
8) мишка, коса, дочка, дрова, почка;
9) коза, дочка, трава, бочка, коса, мишка;
10) дрова, почка, миска, точка, трава, коза.
Детям 4-5 лет после заданий 1-3 предъявляют более сложные пробы до тех пор, пока они не сделают ошибки в трех заданиях подряд.
Детям 6 лет и старше предъявляют задания 4-10 до тех пор, пока они не сделают ошибки в трех заданиях подряд. Если в задании 4 ребенок делает ошибки, ему предлагают задание 3, а потом при правильном ответе — задание 5 и следующие до трех ошибок подряд. Если в задании 3 ребенок ошибается, то далее предлагаются задания 2 и 1.
Ассоциативные ряды – предыдущая | следующая – Называние предметов
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников