canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Называние предметов и действий. Выявление афазий при названии предметов.

Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

18. Слухоречевая память. Проба направлена на исследование процессов восприятия и удержания слухоречевой информации. В пер­вой части пробы (повторение слов) оцениваются фонематический анализ и возможности звукопроизношения, а во второй — сначала непроизвольная слухоречевая память (первое воспроизведение), а за­тем — произвольная. Слова пробы в основном с невысокой образно­стью (чтобы избежать хранения в зрительной модальности), они име­ют в фоне близкие слова-соперники: холод-голод, гость-кость, рама-рана (для оценки точности звукового восприятия). Два слова могут образовать семантическую группу (холод, дождь), что провоцирует появление семантических парафазий (например, ветер). Два относи­тельно мало знакомых детям слова: риск и клин позволяют моделиро­вать процесс освоения ребенком новых слов.

Процедура проведения пробы. Пробу следует давать, когда ребе­нок еще не утомлен.

Инструкция:

Первое предъявление: «Мы сейчас будем повторять слова. По­слушай внимательно и повтори их: холод, рама, клин. Повтори… А те­перь послушай другие слова: гость, риск, дождь. Повтори… Какие были первые слова?.. Какие были вторые слова?..»

Второе предъявление: «А теперь постарайся запомнить слова. Повтори: холод, рама, клин..м т.д.» (процедура повторяется).

Третье предъявление: «Повтори еще раз: холод, рама, клин…и т.д.» (процедура повторяется в последний раз).

Заполненная пауза (для гомогенной интерференции может быть дано, например, задание на счет).

Отсроченное воспроизведение: «Вспомни слова, которые ты за­поминал». Если ребенок не делит слова на группы, у него спрашива­ют: «Какие слова были в первой группе, а какие — во второй?» Такая инструкция без упоминания групп позволяет оценить, удерживает ли ребенок структуру материала (деление на две группы).

Каждая группа слов предъявляется без пауз. Слова предъявляют­ся 3 раза вне зависимости от успешности выполнения.

19. Называние предметов и действий. Дополнительно для ис­следования функций переработки слуховой информации может ис­пользоваться проба для называния. В этой пробе дети называют 15 картинок с изображением предметов и 15 — с изображением дейст­вий. Картинки отобраны так, чтобы не вызывать трудностей опозна­ния. Слова подбирались с учетом частотности, длины слов (количест­во звуков) и звуковой сложности (количество согласных + количество стечений согласных + количество закрытых слогов х 0,5). Все три фактора влияют на называние больных с афазией, при этом больным с моторной афазией больше удаются короткие, простые по звуковой сложности слова, а для больных с акустико-мнестической афазией короткие слова могут оказаться более сложными, чем средние по длине (Цветкова и др., 1979).

Первые пять слов для называния и предметов, и действий — сло­ва со средней частотностью (частотность не ниже 14, по словарю Э. Штейнфельдт), остальные десять — низкочастотные. Среди низко­частотных слов первые пять более короткие с более простой звуковой структурой, их средняя длина 4,6 звука и 5,6 звука, а средняя звуковая сложность 2,8 и 3,7. Вторые пятерки имеют среднюю длину 7,4 звука (предметы) и 8,6 (действия) и звуковую сложность соответственно 6,0 и 6,4.

Слова для называния предметов:

—   часы, пальто, очки, кровать, лестница;

—   корона, перо, руль, колесо, лопата;

—   крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос.

Слова для называния действий:

—   одевает, кормит, плавает, плачет, строит;

—   копает, гладит, рисует, вяжет, рубит;

—   подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает (наби­рает).

Детям 6,5 лет и старше (при отсутствии подозрений на отстава­ние речи) можно предлагать для называния только картинки, предпо­лагающие ответ низкочастотным словом.

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют поочередно листы с пятью картинками и, показывая на первый рисунок, дают ин­струкцию.

Инструкция 1: «Назови, что здесь нарисовано. Называй одним словом».

Инструкция 2: «Назови, что здесь делает человек. Называй од­ним словом».

Психолог фиксирует ответы, не добиваясь правильного называ­ния. Если ребенок допустил ошибку по невнимательности, после за­вершения называния на этом листе, можно переспросить ребенка: «Как ты это назвал? Я не успела записать». Паузы перед называнием тоже фиксируются.

20. Пересказ текста. Эта проба, как и предыдущая, факульта­тивная. Пересказ текста зависит как от возможностей переработки слуховой информации (перешифровка звучащих слов в значения, удержание содержания в слухоречевой памяти), так и состояния функций программирования и контроля (выделение смысла текста, оттормаживание побочной информации), а также речевых функций. При отчетливом недоразвитии речевых функций оценка памяти по этой пробе затруднена. Сравнение пересказа и составления рассказа по серии картинок позволяет более отчетливо противопоставить левополушарные и правополушарные трудности в построении связной речи: при дефиците правополушарных функций дети лучше справля­ются с пересказом, чем с составлением рассказа, что проявляется в большей смысловой полноте пересказа (Ахутина, Засыпкина, Рома­нова, в печати).

Для пересказа наиболее информативен текст басни JI.H. Толстого «Галка и голуби» (звуковая близость названий основных персонажей делает пробу сенситивной к прочности звуковых следов). При по­вторном проведении пробы можно использовать басню Л.H. Толстого «Муравей и голубка».

Галка и голуби

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби ее узнали и выгнали. То­гда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка, бросила ему в ручей вет­ку; он взобрался по этой ветке и спасся.

Назавтра охотник расставил сети и поймал голубку. И когда он вынимал ее из сетей, муравей подкрался и укусил охотника за руку. Охотник вскрикнул, голубка вспорхнула и улетела.

Процедура проведения пробы. Ребенку дается инструкция: «Я сейчас прочитаю рассказ, слушай внимательно, потом ты его будешь пересказывать». После прочтения: «Итак, перескажи». После этих слов засекается время пересказа. При отказе от пересказа текст чита­ется второй раз. После пересказа задаются вопросы, позволяющие уточнить, насколько ребенок понял смысл басни;

—   Почему галку не признали свои?

—   Понравилось ли тебе поведение галки? Почему?

—   Голуби пригласили галку к себе?

—   Галка попросила покормить ее?

—   Галка была очень честная и трудолюбивая?

Текст пересказа и ответы протоколируются, фиксируется количе­ство предъявлений текста.

Слуховое восприятие – предыдущая | следующая – Переработка зрительной информации

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика