Яндекс.Метрика

Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

Переработка слуховой информации

16. Воспроизведение и оценка ритмов. Проба на ритмы состоит из 3 частей: воспроизведение ритмов по слуховому образцу, выпол­нение ритмов по речевой инструкции, оценка ритмов. Наличие 3 час­тей обусловлено тем, что самое естественное (и потому экологически валидное) задание на воспроизведение ритмов является комплексным. Оно предполагает и слуховое восприятие, и выполнение серийных движений, т.е. одинаково активного участия функций и II, и III бло­ков. Чтобы проинтерпретировать результаты этого задания, необхо­димы отдельные задания по слуховому восприятию и выполнению серийных движений. Задания, которые требуют участия слухового восприятия, представлены в этом разделе, задание на выполнение ритмов по речевому образцу было дано в разделе на серийную орга­низацию.

1. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу.

Это задание состоит из восьми ритмических структур, часть из которых неакцентированные, а другие — акцентированные. Психолог предъявляет каждую ритмическую структуру в соответствии с образ­цом, а ребенок выполняет ритмы, повторяя каждую структуру не ме­нее 5 раз. Психолог стучит счетной палочкой, его движения не долж­ны быть размашистыми. При предъявлении ритмов для исключения опоры на зрительный образ движения психолог загораживает свою руку другой рукой.

Инструкция: «Сейчас мы будем стучать, я покажу, а ты продол­жи так же, как я».

Образец: 1) II II II; 2) III III III; 3) III III III (быстро); 4) IIIIII (быстро); 5) II ***; 6) I **; 7) ** I; 8) *** II.

5-8 серии (как и первые) предъявляются неоднократно (2-3 раза). Удары следуют без пауз и без резкого контраста между более гром­кими (I) и более тихими (*) ударами.

При проведении повторных исследований учащимся 3-4 классов предъявляют серии: 9) *** III, 10) * III **, а первые две серии не предлагают.

  1. Выполнение ритмов по речевой инструкции (см. выше).
  2. Оценка ритмических структур.

Задание предполагает опознание 4-х образцов.

Инструкция. «Сейчас ты стучал по 2 раза, по 3 раза, а теперь я буду стучать, а ты постарайся определить, по сколько раз я стучу, по 2 или по 3 или иначе [т.е. по сколько ударов в каждой пачке между паузами]». После опознания первой ритмической структуры ребенка следует похва­лить: «Ты прав. Молодец! Я действительно стучу по 2». При пересчете ударов (ответ: «По 6») инструкцию необходимо повторить еще раз.

Образец: 1) IIIIII; 2) III III III; 3) IIIIII (быстро); 4) III III III (быстро).

17. Понимание близких no звучанию слов (показ по слову- наименованию). Это адаптация для детей задания из «Методики оценки речи при афазии» (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981). Проба направлена на исследование фонематического слуха и слухоречевой памяти ребенка.

Материалом являются 10 картинок, изображающих предметы, названия которых близки по звучанию: точка — дочка, почка — боч­ка, трава — дрова, коса — коза, миска — мишка.

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляют 2 листа с 10 картинками и спрашивают: «Ты узнал, что изображено на картинках? Назови». Картинку с предметом, который может быть назван двояко (миска, тазик), психолог называет сам: «Миска». Для правильного опознания и называния картинок «почка» и «дочка» психолог подска­зывает: 1) «Весной на деревьях набухают… (почки)»; 2) «Девочка иг­рает с куклой. Она — мама, а кукла — ее… (дочка)». Это позволяет сделать экспресс-анализ номинативной функции речи. После этого идет основная проба на показ картинок по слову-наименованию.

Инструкция: «Я тебе буду называть предметы на картинках, а ты — их показывать. Слушай внимательно. Смотри на меня». (По­следняя инструкция дается с тем, чтобы ребенок не мог находить нужные картинки во время предъявления слов). Если ребенок смотрит на листы, то при предъявлении слов их закрывают. Слова предъявля­ются четко и без пауз. Если ребенок начинает проговаривать слова, ему предлагают продолжить задание молча [прикусив кончик языка].

Если ребенок в ответе меняет порядок слов, то ему дается допол­нительная инструкция: «Показывай в том же порядке, в каком я тебе называю».

Задания для детей 4-5 лет:

1)       дрова, коса;

2)        почка, миска;

3)        трава, бочка, коза.

Задания для детей 6 лет и старше:

4)        точка, мишка, коса;

5)        трава, дочка, миска, бочка;

6)        коза, дрова, почка, мишка;

7)        точка, миска, бочка, трава, коза;

8)        мишка, коса, дочка, дрова, почка;

9)        коза, дочка, трава, бочка, коса, мишка;

10)    дрова, почка, миска, точка, трава, коза.

Детям 4-5 лет после заданий 1-3 предъявляют более сложные про­бы до тех пор, пока они не сделают ошибки в трех заданиях подряд.

Детям 6 лет и старше предъявляют задания 4-10 до тех пор, пока они не сделают ошибки в трех заданиях подряд. Если в задании 4 ребе­нок делает ошибки, ему предлагают задание 3, а потом при правильном ответе — задание 5 и следующие до трех ошибок подряд. Если в зада­нии 3 ребенок ошибается, то далее предлагаются задания 2 и 1.

Ассоциативные ряды – предыдущая | следующая – Называние предметов

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах