canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Проба "Ассоциативные ряды". Свободный ассоциативный ряд.

Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

10.    Ассоциативные ряды. С помощью этой пробы изучается способность активного извлечения слов, возможность переключаться с одного слова на другое, а также с одной группы слов на другую. В пробу входит 3 задания: свободный ассоциативный ряд, актуализа­ция названий действий и актуализация названий растений. Первые два задания чувствительны, прежде всего, к сформированности функ­ций передних отделов головного мозга. Задание на актуализацию на­званий растений чувствительно также к состоянию функций задних отделов (переработка слуховой информации), так как в нем отража­ются номинативные трудности.

Процедура проведения пробы. Ребенок называет слова в соответ­ствии с инструкцией, время выполнения каждого задания ограничено 1 минутой.

1. Свободный ассоциативный ряд.

Инструкция: «Назови как можно больше любых слов [которые придут тебе в голову]. У тебя 1 минута. Начинай».

Если ребенок называет предметы окружающей обстановки, его просят закрыть глаза и продолжить называние (этот факт в протоколе фиксируется).

Если ребенок начинает называть автоматизированные ряды (дни недели, месяцы года, порядковый счет и т.п.), то нужно остановить ребенка и попросить называть другие слова.

  1. Актуализация названий действий.

Инструкция: «Называй любые действия… Ты знаешь, что такое действия? Вот, например, что ты сейчас делаешь?.. А что можно еще делать?»

Если ребенок начинает составлять предложения, то ему напоми­нают, что нужно называть отдельные действия.

  1. Актуализация названий растений.

Инструкция: «Называй любые растения. Какие ты знаешь рас­тения?»

Психолог фиксирует не только ответы ребенка, но и паузы, что позволяет оценить трудности включения и переключения, утомление.

  1. 11.    «Пятый лишний». Проба направлена на исследование вербально-логического мышления, возможности выделять категории и производить вербальные обобщения. Данная проба позволяет оценить ориентировочную деятельность и процесс принятия решений. Вари­ант материала взят из методики оценки словесно-логического мыш­ления ЛИ Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупрова (1990).

Процедура проведения пробы.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе 5 слов: 4 из них чем-то похо­жи, а пятое — лишнее. Нужно найти лишнее слово». Слова зачиты­ваются. После ответа задается вопрос: «Почему это слово лишнее?».

Далее устно предъявляются остальные группы слов. Возможно дву­кратное предъявление ребенку каждого ряда слов.

Группы слов:

1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

2)  река, озеро, море, мост, пруд;

3)  Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля;

4)   курица, петух, орел, гусь, индюк;

5)  стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

13.   Понимание смысла серии картинок. Задание является ча­стью пробы «Составление рассказа по серии картинок» и направлено на исследование способности правильно воспринимать содержание картинок, соотносить со знаниями об окружающем мире, выделять смысл серии картинок, объединяя их единым сюжетом. Выполнение пробы зависит как от функций программирования и контроля, так и от функций правого полушария (более подробный анализ пробы и описание процедуры см. выше).

Эта проба обычно предполагает раскладывание серии картинок. Однако и в том случае, если правильный порядок картин задан, напри­мер, при предъявлении серий картинок «Лягушки и аист» или «Наход­чивая девочка» или серий X. Бидструпа, необходимость выделения ключевых признаков, выдвижения гипотез об общем сюжете и контро­ля гипотез остается. В этом случае именно анализ содержания текста позволяет судить о сформированности как функций программирования и контроля, так и функций правого полушария (Белый, 1986).

3. Исследования функций блока приема, переработки и хранения информации

Переработка кинестетической информации

14. Праксис позы пальцев. Проба направлена на исследование кинестетической организации движений рук.

Процедура проведения пробы. Проба состоит из двух частей: 1) выполнение поз пальцев по образцу и 2) перенос позы пальцев с одной руки на другую без зрительного контроля.

1. Позы по образцу.

Инструкция: «Сейчас я покажу разные фигурки из пальчиков, а ты повторяй за мной».

После предъявления 5 поз для одной руки дается инструкция: «А теперь будешь делать другой рукой», – и предъявляются следующие 5 поз. Дошкольникам для облегчения пространственной перешифровки образец демонстрируется на противоположной, а не на одноименной руке. Каждая поза удерживается до ответа ребенка. Длительное рассматривание, как и поиск позы, фиксируется. Если ребенок предпочи­тает левую руку, то ему предъявляют позы сначала для левой руки, а затем для правой (с пометкой в протоколе о предпочтении левой руки).

2. Перенос позы пальцев.

Инструкция: «Сейчас я тебе буду складывать фигурки из пальчи­ков на одной руке, а ты складывай такие же на другой. Дай мне твою руку и закрой глаза». Сложив пальцы ребенка в позу и убрав свою руку, психолог спрашивает: «Ты понял, как лежат пальчики?» При ответе «да» психолог разглаживает руку ребенка и предлагает ему воспроизвести позу другой рукой.

Образцы поз:

«2-3» «2-5» «4-5» «2наЗ» «Зна2» «1+3» «1+4» «1+5»

Позы для правой руки: 2-5; 1+3; Зна2; 4-5; 1+4.

Позы для левой руки: 2-3; 1+3; 4-5; 2наЗ; 1+4.

Позы для переноса:

с правой руки на левую: 2наЗ; 1+5; [2-5; 1+4; 4-5].

с левой руки на правую: 1+3; З на 2; [4-5; 1+4; 2-3].

15. Оральный праксис. Проба направлена на исследование кинестетической организации движений артикуляционного аппарата.

Процедура проведения пробы. Психолог предлагает ребенку вы­полнять некоторые движения по речевой инструкции или при трудно­стях ее понимания по показу.

Инструкция: «А сейчас делай, что я тебя попрошу:

0. надуй щеки;
1-2. надуй одну щеку, а теперь другую;
3. вытяни язык иголочкой;
4. посвисти (достаточно, чтобы ребенок вытянул губы трубочкой);
5. пощелкай языком, как скачет лошадка;
6. поцокай, как взрослые делают, когда недовольны;
7-8. упри язык в одну щеку, а теперь в другую;
9. помести язык между верхней губой и верхними зубами и мед­ленно оближи зубы;
10. положи язык лопаткой (широкий распластанный язык непод­вижно лежит несколько секунд на нижней губе)».

Если ребенок не может выполнить задание по речевой инструк­ции, то психолог предъявляет ему образец. Дети не всегда охотно де­лают эту пробу, поэтому целесообразно хвалить ребенка перед пере­ходом на следующее задание, например, «Молодец!» или «Я вижу, что ты стараешься».

Фиксируется точность ответа и наличие поиска поз.

Инструкция для детей – предыдущая | следующая – Слуховое восприятие

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах

Яндекс.Метрика