4.2. Оценка результатов изучения чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием у младших школьников
Ахутина Т.В., Головина О.Е.
Система оценки: по каждой из 4-х групп слов отдельно оценивается
1. Продуктивность чтения (количество слов, прочтенных без ошибок).
2. Время чтения (время чтения частотных регулярных слов складывается из времени чтения карточек №1 и №5, время чтения частотных нерегулярных слов исчисляется из суммы времени чтения карточек №2 и №6, время чтения нечастотных регулярных слов подсчитывается сложением времени чтения карточек №3 и №7 и время чтения нечастотных нерегулярных слов определяется суммой времени чтения карточек №4 и №8).
3. Количество ошибок (отдельно высчитываются фонетические ошибки, просодические и ошибки регуляризации, т.е. чтение нерегулярного слова как регулярного).
4. Количество пауз. Анализ используемой стратегии обработки информации. Для холистической стратегии характерно одинаково успешное чтение частотных как регулярных, так и нерегулярных слов, т.к. высокочастотные слова детьми, использующими холистическую стратегию чтения, опознаются целиком, независимо от регулярности их написания. При этом учитывается как количество допускаемых ошибок при чтении, так и время прочтения этих двух групп слов. Для аналитической стратегии характерно наиболее успешное чтение регулярных слов, чем нерегулярных (см. таблицу 5).
Таблица 5. Параметры стратегий чтения
|
Частотные слова детьми с обеими стратегиями, как правило, читаются успешнее, чем нечастотные.
Сравнивая показатели продуктивности чтения, времени чтения, количества допущенных ошибок и пауз по группам слов, можно сделать вывод о преобладании аналитической или холистической стратегии чтения.
Для выявления предпочтения определенной стратегии чтения необходимо совпадение не менее 3 пунктов.
4.3. Обработка результатов изучения чтения вслух и «про себя» у младших школьников 1-4 классов
Иншакова О. Б., Гузий Ю.А., Иншакова А.Г.
Оценка навыков чтения вслух и «про себя» у учащихся начальных классов проводится по двум основным критериям: сформированность технической и смысловой сторон чтения. Оценка технической стороны чтения вслух включает скорость, способ, правильность и выразительность чтения, а технической стороны молчаливого чтения ограничивается скоростью и способом чтения.
При анализе понятийной стороны обоих видов чтения оцениваются одинаковые параметры: точность и самостоятельность составления пересказа, понимание общего смысла прочитанного текста. Все результаты заносятся в индивидуальный протокол обследуемого.
Оценка технической стороны чтения вслух и «про себя»
Оценка скорости чтения вслух. Определение скорости чтения у каждого школьника осуществляется путем подсчёта количества знаков (букв), воспроизведенных за одну минуту при прочтении текста от начала до конца. Дополнительно высчитывается скорость чтения первой половины и второй половины текста, что позволяет обнаружить у детей проблемы «врабатываемости» (вчитываемости), отражающиеся в большем количестве времени, затрачиваемом на чтение первой части, и утомляемости, проявляющейся в увеличении времени чтения второй половины текста. Медленный темп чтения характеризуют одинаково низкие временные показатели прочтения обеих половин текста.
Количество прочитанных знаков за 60 сек______
t сек первой половины текста _________
t сек второй половины текста _________
t сек общее ____
Оценка скорости чтения «про себя». Определение скорости чтения также происходит путем подсчёта количества знаков (букв) воспроизведенных за одну минуту при прочтении целого текста без его названия от начала до конца, которое необходимо для составления пересказа.
Количество прочитанных знаков за 60 сек ______
Скорость чтения вслух или чтения «про себя» каждого учащегося, выражающаяся в количестве знаков прочитанных за 60 секунд,
вычисляется по формуле:
где К— количество знаков в
одном тексте t, — время i-го испытуемого, затраченное на прочтение всего текста.
С помощью данных, характеризующих скорость чтения вслух и «про себя», в дальнейшем оказывается возможным отслеживание динамики формирования скоростных показателей учащихся не только в период их обучения в одном классе, но и при переходе из одной возрастной группы в другую, т.е. из одного класса в другой. Помимо этого, соотнесение результатов скорости чтения вслух со скоростью молчаливого чтения детей с дислексией существенно расширяет имеющиеся представления о специфике проявления нарушения чтения у каждого учащегося.
Орфоэпическое чтение – предыдущая | следующая – Правильность чтения
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников