Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов (продолжение)

Задание 6. Орфоэпическое чтение частотных слов. Оценивая выполнение данного задания, определяется: сформированность орфоэпического чтения частотных слов; способ чтения слов (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; ошибки ударения; выбор направления и трудности зрительно­го слежения.

1. Оценка продуктивности выполнения задания.

При оценке продуктивности подсчитывается общее число:

  1. Орфоэпически правильно прочитанных слов целиком.
  2. Орфоэпически правильно прочитанных слов по слогам.
  3. Правильно прочитанных слов без применения правил орфо­эпии: целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с продуктивными повторами.

2. Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам и с непродуктивными повторами:

а) пропусков, вставок и перестановок букв;

б)   смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;

в)  необоснованных пауз (разрыв слияний: яблоко — «ябл-око», «яблок-о»);

г)  ошибок постановки ударения;

д)  ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.

Фиксируется использование пальца для слежения при чтении и рука, которой выполняется слежение (правая или левая).

Задание 7. Орфоэпическое чтение низкочастотных слов. В этом задании у первоклассников оценивается: продуктивность орфоэпическо­го чтения малочастотных слов; способ чтения слов (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; ошибки ударения; выбор направления и трудности зрительного слежения.

1. Оценка продуктивности выполнения задания.

Осуществляется путём подсчёта общего числа:

  1. Орфоэпически правильно прочитанных слов целиком.
  2. Орфоэпически правильно прочитанных слов по слогам.
  3. Правильно прочитанных слов без применения правил орфоэпии: целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с продуктивными повторами.

2. Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:

а) пропусков согласных, гласных; вставок и перестановок букв;

б)  смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;

в)  необоснованных пауз (лодка — «лодк-а»);

г)  ошибок постановки ударения;

д) ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.

Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и ру­ка, которой выполняется слежение (правая или левая).

Задание 8. Чтение квазислов. В этом задании оценке подлежат: правильность чтения квазислов; способ чтения (целостно, по слогам, слияниями, по буквам); количество и характер допущенных ошибок; выбор направления и трудности зрительного слежения.

1.  Оценка продуктивности выполнения задания.

Сначала определяется общее количество:

правильно прочитанных целых слов, по слогам, слияниями, по буквам и с продуктивными повторами.

2.  Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:

а) пропусков, вставок и перестановок букв;

б)   смешений согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;

в)   ошибок зрительного слежения: чтение строк или отдельных слов в направлении справа налево.

Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и ру­ка, которой выполняется слежение (правая или левая).

Задание 9. Чтение текстов различной сложности. При чтении каждого текста отдельно оценивается: продуктивность чтения; ско­рость чтения; способ чтения (целостно, по слогам, слияниями, по бук­вам); правильность чтения (количество и характер ошибок); ошибки постановки ударения; выразительность чтения (только в 4 тексте); выбор направления и трудности зрительного слежения; способность составить пересказ текста; доступность текст

1. Оценка продуктивности чтения текста.

При оценке продуктивности определяется общее количество:

правильно прочитанных целых слов, по слогам, слияниями, по буквам, с продуктивными повторами.

2.  Скорость чтения.

Определяется путем фиксации времени, затраченного на прочте­ние целого текста.

3. Способ чтения.

Выявляется преобладающий способ чтения, освоенный ребенком:

—   словосочетаниями или группами слов;

—   целыми словами;

—   слитное слоговое чтение;

—   отрывистое слоговое чтение;

—   слияниями;

—   по буквам.

4.  Количество и характер ошибок.

Подсчитывается количество ошибок, допущенных при прочтении слов целиком, по слогам, слияниями, по буквам, с непродуктивными повторами:

а) пропусков, вставок и перестановок букв;

б)  ошибок смешения согласных и гласных по акустико-артикуляционному и оптическому сходству;

в)  ошибок постановки ударения;

г)  интонационные ошибки (только в тексте № 4);

д)  неверных выборов направления при чтении и потерь строки.

5.  Выразительность чтения.
6.  Выбор направления зрительного слежения.
7.  Оценка пересказа текста:

—   составление пересказа адекватного тексту;

—   составление пересказа не полностью соответствующего тексту;

—  невозможность составить правильный пересказ или отказ от выполнения задания.

8.  Оценка доступности текста.

Оценка доступности текста производится путем начисления до­полнительных баллов за каждый прочитанный текст.

Фиксируется использование пальца для слежения по тексту и ру­ка, которой выполняется слежение (правая или левая).

Примечание: количество и характер ошибок, допущенных при чтении, не влияет на оценку доступности текста.

Комплексная оценка всех выполненных заданий устанавливает продуктивность чтения, способ и преобладающие в чтении школьни­ка ошибки.

Задания на чтение – предыдущая | следующая – Скорость чтения

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах