тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов (продолжение)

4.2. Оценка результатов изучения чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием у младших школьников

Ахутина Т.В., Головина О.Е.

Система оценки: по каждой из 4-х групп слов отдельно оцени­вается

1. Продуктивность чтения (количество слов, прочтенных без ошибок).

2.  Время чтения (время чтения частотных регулярных слов скла­дывается из времени чтения карточек №1 и №5, время чтения частот­ных нерегулярных слов исчисляется из суммы времени чтения карто­чек №2 и №6, время чтения нечастотных регулярных слов подсчиты­вается сложением времени чтения карточек №3 и №7 и время чтения нечастотных нерегулярных слов определяется суммой времени чте­ния карточек №4 и №8).
3.  Количество ошибок (отдельно высчитываются фонетические ошибки, просодические и ошибки регуляризации, т.е. чтение нерегу­лярного слова как регулярного).
4.  Количество пауз. Анализ используемой стратегии обработки информации. Для холистической стратегии характерно одинаково успешное чтение частотных как регулярных, так и нерегулярных слов, т.к. высокочастотные слова детьми, использующими холистиче­скую стратегию чтения, опознаются целиком, независимо от регуляр­ности их написания. При этом учитывается как количество допускае­мых ошибок при чтении, так и время прочтения этих двух групп слов. Для аналитической стратегии характерно наиболее успешное чтение регулярных слов, чем нерегулярных (см. таблицу 5).

Таблица 5.

Параметры стратегий чтения     

Параметры

Холистическая стратегия

Аналитическая стратегия

Продуктивность Регулярные = Нерегу­лярные Регулярные > Нере­гулярные
Фонетические ошибки Регулярные = Нерегу­лярные Регулярные < Нере­гулярные
Ошибки регуля­ризации Ниже среднего Выше среднего
Время Регулярные = Нерегу­лярные Регулярные > Нере­гулярные
Паузы внутри слова Ниже среднего Выше среднего

 

Частотные слова детьми с обеими стратегиями, как правило, чи­таются успешнее, чем нечастотные.

Сравнивая показатели продуктивности чтения, времени чтения, количества допущенных ошибок и пауз по группам слов, можно сде­лать вывод о преобладании аналитической или холистической страте­гии чтения.

Для выявления предпочтения определенной стратегии чтения необходимо совпадение не менее 3 пунктов.

4.3. Обработка результатов изучения чтения вслух и «про себя» у младших школьников 1-4 классов

Иншакова О. Б., Гузий Ю.А., Иншакова А.Г.

Оценка навыков чтения вслух и «про себя» у учащихся началь­ных классов проводится по двум основным критериям: сформированность технической и смысловой сторон чтения. Оценка технической стороны чтения вслух включает скорость, способ, правильность и вы­разительность чтения, а технической стороны молчаливого чтения ограничивается скоростью и способом чтения.

При анализе понятийной стороны обоих видов чтения оценива­ются одинаковые параметры: точность и самостоятельность составле­ния пересказа, понимание общего смысла прочитанного текста. Все результаты заносятся в индивидуальный протокол обследуемого.

Оценка технической стороны чтения вслух и «про себя»

Оценка скорости чтения вслух. Определение скорости чтения у каждого школьника осуществляется путем подсчёта количества знаков (букв), воспроизведенных за одну минуту при прочтении текста от на­чала до конца. Дополнительно высчитывается скорость чтения первой половины и второй половины текста, что позволяет обнаружить у детей проблемы «врабатываемости» (вчитываемости), отражающиеся в большем количестве времени, затрачиваемом на чтение первой части, и утомляемости, проявляющейся в увеличении времени чтения второй половины текста. Медленный темп чтения характеризуют одинаково низкие временные показатели прочтения обеих половин текста.

Количество прочитанных знаков за 60 сек______

t сек первой половины текста _________

t сек второй половины текста _________

t сек общее                                                 ____

Оценка скорости чтения «про себя». Определение скорости чтения также происходит путем подсчёта количества знаков (букв) воспроизведенных за одну минуту при прочтении целого текста без его названия от начала до конца, которое необходимо для составления пересказа.

Количество прочитанных знаков за 60 сек ______

Скорость чтения вслух или чтения «про себя» каждого учащего­ся, выражающаяся в количестве знаков прочитанных за 60 секунд,

вычисляется по формуле:

где К— количество знаков в

одном тексте t, — время i-го испытуемого, затраченное на прочтение всего текста.

С помощью данных, характеризующих скорость чтения вслух и «про себя», в дальнейшем оказывается возможным отслеживание ди­намики формирования скоростных показателей учащихся не только в период их обучения в одном классе, но и при переходе из одной воз­растной группы в другую, т.е. из одного класса в другой. Помимо это­го, соотнесение результатов скорости чтения вслух со скоростью молчаливого чтения детей с дислексией существенно расширяет имеющиеся представления о специфике проявления нарушения чте­ния у каждого учащегося.

Орфоэпическое чтение – предыдущая | следующая – Правильность чтения

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при проблемах с обучением