При выявлении структуры ВКБ нужно изучать уровни осознания элементов ВКБ. Необходимо определить, какие комплексы ВКБ являются результатом самовнушения или логической переработки информации, а какие имеют только эмоционально-мотивационную основу или внушены врачом. Следует учитывать и источники информации, которые используются больным при формировании ВКБ: 1) личный опыт к моменту заболевания; 2) суждения других больных, страдающих теми же заболеваниями; 3) использование медицинской литературы, в том числе популярной; 4) сведения, полученные из компетентных медицинских источников, которые могут быть достоверными или недостоверными (по деонтологическим соображениям); 5) впечатления и мнения окружающих немедицинских лиц: соседей, друзей и т. п. Все перечисленные источники информации могут быть позитивными и негативными, разной степени информативности и авторитетности, обладать эмоциональным весом (суггестивным воздействием) и значимостью. Роль моральных ориентации в формировании ВКБ чрезвычайно важна, особенно в плане раскрытия ВКБ другому человеку. Это сложный эмоционально-личностный процесс. Далеко не каждый больной в состоянии легко рассказать о своих проблемах в связи с развитием заболевания. Некоторые элементы ВКБ своими корнями уходят в бессознательное и недоступны самому больному. Требуется большое искусство врача, психолога, психотерапевта, чтобы понять структуру ВКБ. Для более глубокого ее понимания желательно изучить ее динамику в онтогенетическом аспекте.
Можно выявить особенности формирования ВКБ в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте. Как известно, элементы ВКБ зарождаются в детском возрасте, оставляя опыт заболевания на всю жизнь и оказывая влияние на все последующие новые модели болезни. Поэтому при анализе конкретной ВКБ необходимо получить данные о прошлых заболеваниях. ВКБ тесно связана с механизмами принятия решения и системой ценности личности. Часть таких решений может быть подсказана врачом. Эти решения могут приниматься больным и логически, и эмоционально. Происходит, как правило, сложный, напряженный процесс борьбы мотиваций, конфликта в системе ценностей и т. д. Возникают столкновения реальных жизненных решений и тех, которые принимаются в связи с болезнью («я должен и хочу…, но не могу, так как болен»). При исследовании ВКБ необходимо изучать систему ценностей больного, в основе которой находится оценка состояния здоровья. При формировании ВКБ значение ее огромно. Иногда система ценностей, имеющая отношение к ВКБ, выступает как конкурирующая в общей системе ценностей личности, где занимает определенное место. Например, при ипохондрии она на первом месте, а при анозогнозии — практически отсутствует. Во время беседы важно выяснить, каковы ценностные ориентации больного и как они изменились в связи с развитием заболевания. В иерархии ценностей личности каждый симптом занимает свое место.
Изучая ведущие симптомы болезни, необходимо объективно выяснить, какие из них являются главными, а какие — второстепенными. Однако для больного ценность симптома зачастую определяется не клинической, а личностной его значимостью. При расспросе следует отметить, как больной описывает и интерпретирует имеющиеся симптомы, может ли он определить «цену» и ранговое место каждого симптома. Разница между субъективной и клинической «ценой» симптома дает представление о степени субъективного преувеличения или преуменьшения проявлений заболевания. Выявление диссоциаций между этими оценками является важной задачей исследователя, особенно в плане психотерапевтической коррекции и создания адекватной модели ведущих симптомов уже на ранних стадиях заболевания. В построении больным этой модели большое значение имеет система «схемы тела», с помощью которой разнообразные ощущения приобретают пространственно-временную отнесенность и эмоциональный тон, на что указывалось выше. Исследование «схемы тела» можно проводить с помощью опроса и психологического исследования. Прежде всего необходимо выяснить отношение больного к своему телу п попытаться определить, нет ли у него скрытых дефектов «схемы тела». Кроме того, в процессе опроса важно узнать: 1) испытывает ли больной чувство телесного дискомфорта, и если да, то в каких частях тела и какая при этом окраска эмоциональных переживаний, особенно при наличии косметического и анатомического дефектов; 2) каковы пространственное расположение неприятных ощущений или болей относи¬тельно координат тела, степень локальности, глубины, четкости границ и т. п.: 3) какие изменения или нарушения в собственном теле представляют для больного особое значение, с чем это связано: с эмоциональным фактором, затруднением самообслуживания и др.; 4) как воспринимается телесный дискомфорт во временном аспекте: настоящем, прошедшем и будущем, его соотношение с ощущениями в данное время.
При психофизиологических исследованиях схемы тела можно использовать любые нейропсихологические методики, применяющиеся для диагностики поражений теменных, теменно-височных или лобных отделов мозга (скрещивание рук, графические пробы, тест складывания человечка и др.), описанные во многих руководствах. Полученные данные полезно сопоставлять с результатами электроэнцефалографии.
модель ведущих симптомов – предыдущая | следующая – стадии развития заболевания
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание