canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Синдромы несформированности психических функций. Примеры синдромов несформированности.

Глава 17. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуальных различий в психическом развитии

17.1. Синдромы несформированности психических функций

В ряде работ были описаны нейропсихологические синдромы, отра­жающие разные варианты отклонений в формировании психических функций у детей. Выделение синдромообразующих факторов позво­лило сформулировать заключение о недостаточной зрелости тех или иных зон мозга, соответствующих этим синдромам.

Э. Г. Симерницкая (1995) изучала такие синдромы на модели школь­ной успеваемости. Проводилось обследование учеников первого клас­са общеобразовательной школы. У 82 % неуспевающих школьников в нейропсихологическом обследовании были обнаружены отклонения от нормативных данных. У успевающих школьников такие отклоне­ния зафиксированы только в 15 % случаев.

Синдромный анализ результатов обследования у детей с трудностями в учебе позволил соотнести выявленные отклонения с недостаточной зре­лостью разных мозговых структур (лобных, височных, теменных, заты­лочных, лево-, правополушарных, стволовых, комиссуральных).

В целом же оказалось возможным выделить три основных нейро­психологических профиля, характерных для неуспевающих детей.

В случае первого профиля основными симптомами выступали:

  • снижение объема слухоречевой памяти;
  • усиление тормозимости и снижение прочности следов;
  • парафазии;
  • ухудшение регуляции и контроля вербально-мнестической дея­тельности.

Такие отклонения могут быть соотнесены с дисфункцией височно-лобных отделов левого полушария.

Второй профиль проявлялся в:

  • снижении объема слуховой и зрительной памяти;

в первую очередь несформированность пространственно-временного синтеза, что прежде всего отражается в трудностях, связанных с полно­ценным освоением математики (из-за незрелости фактически всех форм пространственных и квазипространственнх представлений). То же обстоятельство, а также отсутствие устойчивых функциональных связей внутри левого полушария приводит у этих детей к нестабиль­ности звуко-буквенного анализа, несформированности межмодальных отношений в устной и письменной речи, нестойкости образа слова как гештальта, упорядоченной структуры элементов (звуков или букв). Отсюда многочисленные параграфии, пропуски букв, их перестановки и т. п. При этом сохранны все базисные, первичные параметры письма: фонетико-фонематическое, кинестетическое, кинетическое звено.

Указанные выше авторы считают, что эти синдромы характеризуют индивидуальные особенности системогенеза мозга и служат примером одного из возможных путей нормального онтогенеза.

Следует отметить, что в случае минимальных мозговых дисфунк­ций выявляемые отклонения могут носить множественный характер, и тогда их описание в терминах традиционных локальных синдромов становится затруднительным, приходится указывать на их связь с до­статочно обширными областями мозга, что видно на примере описан­ных выше синдромов несформированности.

17.2. Метасиндромы развития и отклонений в психическом развитии

17.2.1. Понятие «метасиндром»

С помощью нейропсихологического синдромного анализа можно опи­сать не только нейропсихологические синдромы, которые характери­зуют локальную дефицитарность функционирования тех или иных отделов мозга (как это было сделано выше), но и их системное взаимо­действие, характеризующее:

  • сравнительное состояние сформированное™ отдельных звеньев психических функций и функциональной зрелости соответству­ющих отделов мозга ребенка;
  • динамику формирования психических функций и соответствую­щую ей динамику созревания различных отделов мозга.

Как отмечалось выше (см. главу 2), гетерохрония созревания моз­говых структур предполагает, что степень вклада отдельных структур в эту интеграцию может быть разной. Каждый этап нормального пси­хического развития характеризуется тем или иным сочетанием сфор­мированных и еще только формирующихся звеньев психических функ­ций. В нейропсихологическом обследовании несформированность тех или иных компонентов будет проявляться в виде свойственных возрас­ту ошибок. Разные типы ошибок, рассматриваемые как симптомы не­сформированности, группируются в несовпадающие симптомокомп- лексы, синдромы несформированности, которые могут соотноситься с разными отделами мозга.

Это означает, что в обследовании ребенка можно выявить не один, а целую группу синдромов несформированности. Обнаруженные син­дромы будут указывать на наличие недостаточно сформированных звеньев функциональных систем и, следовательно, на разные нейропсихологические факторы. Каждый из этих факторов будет ука­зывать на недостаточную функциональную зрелость соответствую­щего отдела мозга.

Можно предположить, что такие сочетания синдромов будут раз­личаться на разных стадиях онтогенеза и, тем самым, отражать за­кономерности созревания мозга и формирования различных звень­ев психических функций. Их полезно объединить общим понятием «метасиндром». С нейропсихологической точки зрения проявление гетерохронии в развитии можно описать в виде тех или иных мета- синдромов развития, специфичных для разных возрастных перио­дов.

Состав метасиндромов развития, как закономерного сочетания определенных синдромов, меняется в ходе онтогенеза в соответствии с логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, логикой формирования различных звеньев психических функций.

Многофакторный состав метасиндромов, их связь с разными Отде­лами мозга отражают интегративную работу всего мозга, каждый от­дел которого вносит в нее специфический вклад на разных этапах он­тогенеза.

Отклонения в развитии, обозначенные выше как ИПР, могут быть следствием разных причин, в частности множественных компенсиро­ванных микроповреждений мозга в перинатальном периоде. Эти по­вреждения будут отражаться на характеристиках морфофункциональ­ного созревания разных отделов мозга и на специфике формирования соответствующих звеньев психических функций. Нейропсихологическое описание возникающей при этом неравномерности в развитии психических функций не может строиться на основе описания отдель­ного синдрома, а должно быть ориентировано на выявление сочетаний тех или иных синдромов — метасиндромов отклонений в развитии, специфичных для конкретных видов отклонений’.

По своей сути метасиндромы развития описывают текущее состоя­ние психического развития, содержание тех новообразований, кото­рые характеризуют ту или иную стадию развития, а также возможную мозговую основу этих новообразований. Каждый вариант нормального, иррегулярного, патологического развития будет отражаться в сочета­ниях сформированных и формирующихся или поврежденных звеньев психических функций; морфофункционально созревших и созреваю­щих или поврежденных зон мозга.

Сочетания соответствующих им синдромов будут отражаться в раз­ных метасиндромах, которые можно классифицировать по критерию стадии нормального или формы патологического развития. Например, метасиндром развития младшего школьного или подросткового воз­раста, метасиндром отклонения развития слухоречевой сферы в млад­шем школьном возрасте и т. д.

Описание метасиндромов, таким образом, выполняет две функции.

Первая — описание психологического содержания новообразова­ний, свойственных периоду возрастного развития или определенной форме патологии развития.

Вторая — указание на характер зрелости или патологии мозго­вых отделов, выступающих материальной основой этих новообразо­ваний. Системообразующим фактором метасиндрома выступают при этом те или иные формы деятельности, складывающиеся в нарушен­ные или нормативные виды поведения.

 

причины школьной неуспеваемости – предыдущая | следующая – метасиндромы развития

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика