16.4. Проблема школьной успеваемости

Другой причиной, побуждающей ввести термин ИПР, является то, что дети с отклонениями в психическом развитии часто относятся к числу неуспевающих учеников в школе. Это ставит вопрос о воз­можных причинах школьной неуспеваемости и способах ее коррек­ции. Особенно актуален данный вопрос в отношении детей младшего школьного возраста, когда результаты коррекционной работы могут быть высокими.

В литературе часто не разводят понятия «школьная неуспеваемость» и «неспособность к обучению», связанную с расстройством овладения школьными навыками. И школьная неуспеваемость, и неспособность системами, и отдельными компонентами этих систем. Это в свою оче­редь может стать одной из причин школьной неуспеваемости.

Факторы, связанные с биологическими условиями психического развития, также могут стать причиной школьной неуспеваемости. На­личие в онтогенезе ребенка минимальных повреждений нервной сис­темы, которые были в последующем компенсированы, приводит к друго­му варианту формирования структуры психических функций, о котором говорилось выше. В формирование психических функций включаются компенсаторные механизмы, и это приводит к иной (измененной по сравнению с нормативной) организации их структуры, а также к сни­жению продуктивности.

Снижение продуктивности психических функций в рассмотренных случаях не связано с выраженной патологией мозга или психики ре­бенка и может быть компенсировано при соответствующей работе с ребенком. Как отмечает Т. В. Ахутина, «норма отличается от не нор­мы возможностью компенсации функциональных слабостей» (Ахути­на Т. В., 1998. – С. 201).

Можно предположить, что ведущей причиной сохранения отклоне­ний в развитии психических функций у детей с ИПР является ослаб­ленное действие средовых, в частности социальных, факторов.

Предрасположенность к ненормативному развитию, обусловленная как неблагоприятными биологическими, так и средовыми причинами, может быть элиминирована благополучной социальной ситуацией раз­вития и впоследствии не примет патологических форм. Это было по­казано в целом ряде исследований, о которых говорилось ранее.

Так, дети людей, постоянно тратящих деньги на развлечения и культурные мероприятия (например, посещения театров и выставок), отличаются от своих сверстников лучшим физическим и психологическим здоровьем.

К такому выводу пришли американские ученые из Медицинского коллед­жа Огайо. Группа исследователей под руководством доктора Мари Род­жерс сравнила ежегодные расходы на развлечения и искусство в различ­ных округах США с различными показателями здоровья их жителей и обнаружила, что наиболее четкая связь прослеживается между этими расходами и числом здоровых детей в семьях. Так, в наиболее «культур­ных» округах, где каждый житель ежегодно тратил на отдых в среднем 2000 долларов, абсолютно здоровыми врачи признали более 80 % де­тей. В самых бедных округах, где владельцы театров и выставок полу­чали не более 50 долларов с человека в год, доля здоровых детей не превышала 20-25 %.

По мнению ученых, обнаруженная ими связь между расходами на от­дых и культурный досуг и здоровьем детей еще раз подтверждает тео­рию о значении психологического окружения для состояния здоровья человека. Исследователи предполагают, что если семья может поз­волить себе регулярные посещения театров, музеев и спортивных ме­роприятий, то в ней создается благоприятная психологическая атмо­сфера, способствующая нормальному развитию ребенка.

Наоборот, неблагоприятная социальная ситуация развития может привести к закреплению и усугублению имеющихся отклонений.

Характерно, что дети с иррегулярностью психического развития в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу минимальнос­ти и парциальности изменений в психических функциях.

Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности — обу­чению — создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняю­щий последующее полноценное усвоение школьной программы.

Не менее важно отметить, что у детей с ИПР в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и та­кая форма декомпенсации, как регресс некоторых, недостаточно сфор­мированных и закрепленных в индивидуальном опыте, психичес­ких функций.

Такая декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учеб­ной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и по­зднее — в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, воз­никают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в деятельности систем организма, обусловленные поло­вым созреванием. Одновременно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает влияние смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования самосо­знания и т. п.

Все эти факторы могут привести у детей с ИПР к снижению уровня функционирования «слабых» звеньев психических функциональных систем и возникновению трудностей обучения именно на этом возраст­ном этапе. Следует отметить, что в группу риска при этом могут попасть дети, ранее справлявшиеся с учебной программой.

Анализ возможных причин школьной неуспеваемости является од­ной из актуальных задач нейропсихологии детского возраста, особен­но если учитывать тот факт, что лишь 50 % детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет, к моменту поступления в школу (Са­фонова Т. Я. и др., 1995).

 

16.5. Нейропсихологические аспекты других видов индивидуальных различий

Очевидно, что отклонения от нормативных для соответствующего возраста показателей могут происходить не только в негативную сто­рону (минус симптомы). Индивидуальные показатели психического развития могут быть выше нормативных для определенного возрас­та. В отдельных случаях это, вероятно, может свидетельствовать о бо­лее высоких, опережающих темпах формирования функциональных систем. Возможно, что указанные варианты развития связаны с рано проявляющимися специфическими способностями ребенка, с ода­ренностью, и это ставит вопрос о нейропсихологическом подходе к ис­следованию одаренности.

Такие исследования проводились учениками Е. Д. Хомской. В частно­сти, изучалась связь профиля латеральной организации (отражающего индивидуальные особенности структурно-функциональной организации нервной системы) с математической одаренностью. Было показано, что для математически одаренных подростков характерно преобладание ле­восторонних признаков в профиле латеральной организации (Лукьян- чикова Ж, А., 2006).

Наконец, экспериментальные данные свидетельствуют о половых различиях в структурно-функциональной организации мозга и пси­хики детей (Кэхилл Л., 2005). В частности, такие исследователи, как В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (1998), выступают с предложением со­здать новую науку, нейропедагогику, главной целью которой была бы помощь педагогике в решении ее задач с учетом индивидуальных осо­бенностей функциональной организации мозга у мальчиков и дево­чек. Они полагают, что мозг у мальчиков и девочек различается по ряду морфофункциональных характеристик, это проявляется в раз­ных особенностях его созревания, психического развития детей, кото­рые следует учитывать и в разных программах обучения. Такая работа уже проводится: в Москве существует школа с раздельным обучением мальчиков и девочек.

 

 иррегулярность психического развития – предыдущая | следующая – синдромы несформированности

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога