canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Метасиндромы развития в младшем школьном возрасте включают в се­бя ряд синдромов. Полученные данные позволили описать спе­цифику метасиндрома развития.

17.2.2. Метасиндромы развития

Описание указанных метасиндромов было осуществлено в ходе ряда исследований, проводившихся с помощью нейропсихологической ме­тодики «Диакор». Детям предлагалось выполнить ряд тестов на слухоречевую, зрительную и двигательную память. Результаты оценива­лись по ряду параметров: ошибки, связанные с каждым из выделенных параметров, группировались в соответствии с их отнесенностью к раз­ным звеньями слухоречевой, зрительно-перцептивной и моторной систем и к разным отделам левого и правого полушарий мозга.

В ранее опубликованных работах метасиндромы развития и отклонений в разви­тии носили другие названия: «позитивный синдром развития» и «негативный синд­ром развития» (Микадзе Ю. В., 1996,1998,2002,2005; Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Балашова Е. Ю., 2001). Последующие исследования показали, что более адек­ватным является использование термина «метасиндром».

Метасиндром развития в младшем школьном возрасте включает в се­бя ряд синдромов, которые по входящей в них симптоматике могут быть соотнесены с работой задних (теменно-височно-затылочных) отделов левого, передних (лобных) отделов левого и задних отделов правого полушарий. Это означает, что в рассматриваемом возрастном периоде (6-10 лет) названные зоны мозга претерпевают максималь­ные темпы созревания. Порядок, в котором они расположены, указывает на то, какие из них созревают наиболее интенсивно (рис. 17.1, а Выраженность симптомов несформированности, входящих в синдро­мы, соотносящиеся с этими зонами мозга, также убывала с разной ско­ростью: максимальной для задних отделов левого и минимальной для задних отделов правого полушарий.

Аналогичная работа была проведена с арабскими младшими школь­никами 7-9 лет (А. Бадарни, 2003).

Полученные в этом исследовании данные позволили описать спе­цифику метасиндрома развития, характеризующего созревание раз­ных отделов мозга и психическое развитие детей, находящихся в дру­гих социо-культурных условиях.

В возрасте 7-9 лет у арабских детей наиболее интенсивно осуще­ствляются формирование и стабилизация таких параметров слухорече­вой памяти, как прочность следов, объем непосредственной памяти, ус­тойчивость к интерференции и стабильности регуляция и контроля.

В зрительной памяти происходит интенсивное формирование та­ких параметров, как: устойчивость следов к интерферирующим воз­действиям, объем непосредственной памяти, устойчивость семанти­ческой отнесенности, сохранение пространственных характеристик стимулов и сохранение порядка.

В слухоречевой памяти наиболее медленно осуществляется разви­тие таких параметров памяти, как: устойчивость семантической отне­сенности, эффективность заучивания, возможность смыслового объ­единения слухоречевых стимулов.

В зрительной памяти наиболее медленно осуществляется развитие параметра «стабильность рефляции и контроля».

В обследовании указанные изменения проявляются в такой пози­тивной симптоматике, как:

  • возможность более длительного сохранения следа и в условиях пустой паузы, и после введения интерференции;
  • в увеличении объема непосредственной слухоречевой и зритель­ной памяти;
  • в сохранении и удержания зрительно предъявляемого стимула в пре­делах семантического поля (снижение количества параграфий);
  • в способности объединения зрительных стимулов в целостную структуру;
  • в сохранении порядка стимулов.

 

Метасиндром развития в младшем школьном возрасте у арабских детей в этом случае включал в себя ряд синдромов, которые по входя­щей в них симптоматике могут быть соотнесены с работой задних (те- менно-височно-затылочных) отделов левого, передних (лобных) отде­лов правого, передних отделов левого, задних отделов правого полушарий. Это означает, что в рассматриваемом возрастном периоде (7-9 лет) у арабских детей названные зоны мозга претерпевают максимальные темпы созревания. Порядок, в котором они расположены, указывает на то, какие из них созревают наиболее интенсивно.

При сравнении метасиндромов в развитии российских и арабских младших школьников можно видеть, что последовательность входя­щих в него синдромов по степени их выраженности выстраивается другим образом. Сочетания активно созревающих зон мозга в этот воз­растной период у российских и арабских детей выглядят по-разному.

У российских детей более интенсивно формируются те звенья пси­хических функций, которые связаны с левым полушарием, у арабских детей наблюдается высокая активность и в формировании тех звень­ев, которые связаны с правым полушарием.

Сравнение метасиндромов, характеризующих психическое разви­тие младших школьников в двух разных социо-культурных условиях, позволяет оценить роль средовых факторов в развитии.

Особенности культурных условий проявляются в определенном типе средовых воздействий, которые стимулируют более активное со­зревание соответствующих мозговых зон.                              f

При поступлении в школу дети начинают обучаться письму и чте­нию. У российских детей при этом формируются когнитивные страте­гии, связанные с лево-правым вектором сканирования и переработки информации, у арабских детей, изучающих арабский язык, наобо­рот, — с право-левым вектором.

Такие стратегии начинают формироваться в школьном возрасте. Это было подтверждено в эксперименте российскими и арабскими детьми (Чурсина Н. П., Бадарни А., 2002).

Детям в возрасте 3, 5 и 8 лет предъявлялись карточки с изображением пяти различных животных и инструкцией показать и назвать то, что они видят. Российские и арабские дети 3 и 5 лет называли картинки слева направо в 50 % случаев и в 50 % случаев — в обратном направлении. Все 8-летние дети называли картинки только в одном направлении: рос­сийские слева направо, а арабские справа налево. В дошкольном возрасте, таким образом, нет различий в восприятии зрительных стимулов. Вклю­чение же ребенка в специфичную для двух разных культур учебную де­ятельность приводит к изменению когнитивных стратегий.

В дальнейшем развитии российских детей когнитивная стратегия не меняется. У арабских детей с 8 лет начинается обучение иностран­ному языку, требующее изменения стратегии сканирования на лево- правую. Возникает перцептивный конфликт, требующий большей ак­тивации перцептивных процессов, связанных с правым полушарием. Вероятно, это и приводит к их более активному созреванию, которое отражается в структуре метасиндрома развития.

 

синдромы несформированности – предыдущая | следующая – метасиндромы отклонений

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика