Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

Этапы семейной психотерапии и «семейный диагноз». В ходе семейной психотерапии, длительность которой в разных слу­чаях может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, происходит ряд изменений в содержании и форме работы психотерапевта. Этот процесс, различно протекающий при ра­боте с разными семьями, имеет все же некоторые общие зако­номерности, которые позволяют в значительной мере условно подразделять его на ряд последовательных этапов, или стадий. Так, В. М. Воловик, А. П. Коцюбинский и В. Л. Гайда (1978) выделили 5 этапов в работе с семьями больных малопрогре- диентной шизофренией: 1) диагностический; 2) конфронтации семьи с основной проблематикой; 3) отклонения центральной проблемы и акцентуации частных проблем; 4) осознания цен­тральной проблемы кризиса и диссоциации семейной группы; 5) консолидации семьи и выработки взаимоприемлемых реше­ний но основным проблемам семейной жизни.

Чаще исследователи [Эйдемиллер Э. Г., 1970; Тысячная 3. К-, 1979] выделяют 4 этапа в процессе психотерапии: 1) диагно­стический («семейный диагноз»); 2) ликвидации семейного кон­фликта; 3) реконструктивный; 4) поддерживающий. Однако следует ясно представлять себе условность определения подоб­ных стадий в едином психотерапевтическом процессе. Это свя­зано прежде всего с тем, что диагностика (ознакомление с анамнезом больного и биографией семьи в целом, установление связи между внутрисемейным конфликтом и нервио-психиче- ским или психосоматическим заболеванием члена семьи) не может быть ограничена лишь первым этапом. Действительно, для проведения семейной психотерапии должны быть выявлены общие (типологические) характеристики семьи. В отечествен­ных исследованиях характер нарушенных семейных отношений чаще всего описывается на уровне семейных структур, их типо­логии. В связи с этим «семейный диагноз» понимается как ти­пизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик бо­лезни одного из них [Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976]. На этой диагностической основе выделяются группы семей, соответ­ствующие определенным типам. Так, анализ отношений в семьях больных различными формами неврозов позволил выделить 3 основных типа супружеских пар — с отношениями «соперниче­ства», «псевдосотрудничества» и «изоляции» {Мишина Т. М., 1978].

Соперничество. Взаимодействие этого типа в «невротиче­ских» супружеских парах чаще возникает на первых этапах супружества. С внешней стороны отношения характеризуются постоянными открытыми столкновениями (ссоры, упреки, изну- рительные объяснения, открытые проявления агрессии). В бе­седе супруги обычно не дослушивают друг друга, каждый из них мало говорит о проблемах и переживаниях другого. В це­лом структура отношений носит противоречивый, дружествен­но-враждебный характер. Поводы к возникновению конфликтов связаны с изменением состава семейной группы или реальной угрозой такого изменения. Оба партнера характеризуются не­зрелостью, несформированностыо семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за поведе­ние пары как целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия, главным образом в сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия, где сталкива­ются значимые потребности партнеров. Невротическая потреб­ность больного в «особом» отношении оказывает решающее влияние на характер этого столкновения. Компенсация отно­шений данного типа в основном осуществляется за счет «под­держки извне», людей из окружения пары, которые берут па себя ответственность и оказывают супругам помощь в различ­ных сферах их жизни.

Псевдосотрудничество. С внешней стороны отношения этого типа выглядят ровными, согласованными, с элементами преуве­личенного выражения заботы о партнере. Поводы к возникно­вению конфликтов в семье лежат во внесемейной сфере и свя­заны с индивидуальными трудностями и неудачами, касающи­мися работы или общения. Конфликты в этих парах возникают: 1) когда здоровый партнер не разделяет стремления своего суп­руга к разного рода личным «достижениям» (профессиональ­ным, социальному росту и т. д.), так как они противоречат его потребностям к главенствованию; 2) когда здоровый партнер, напротив, ожидает достижений от своего супруга, а последний не решается действовать нз-за невротического страха перед не­удачами. Компенсация отношений этого типа поддерживается преимущественно за счет прямого и непрямого «подчинения» поведения одного из супругов целям другого.

Изоляция. Отношения в парах этой группы обычно не имеют явного внешнего конфликтного выражения. Совместная дея­тельность супругов может внешне выглядеть как согласован­ная, но при этом партнеры остаются эмоционально обособлен­ными. Супруги оказываются незаинтересованными друг в друге как в муже и жене — брак служит для них средством овладе­ния иными «несемейными» ценностями (например, возмож­ностью приобщиться к кругу «избранных»).

Конфликтные ситуации в отношениях супругов возникают при нарушении «границ изоляции» в сторону сближения парт­неров или их большей разобщенности. Устойчивость отношений этого типа обычно достигается с помощью такой организации быта, при которой ограничивается необходимость совместной деятельности,

Изучая семьи больных малопрогредиентной шизофренией, В. М. Воловик (1980) выделяет пять типов: 1) эмоционально отчужденные семьи, характеризующиеся холодными и сдер­жанными отношениями между их членами и низкой вовлечен­ностью одного в личную жизнь другого; эта группа охватывает два типа семей: эмоционально разделенные и ригидные рацио­налистические; 2) напряженно-диссоциированные семьи, отли­чающиеся деспотическим доминированием одного из родителей, оппозицией к нему другого, в целом более слабохарактерного и менее уверенного в себе, и частой фиксацией ребенка в роли «козла отпущения»; этим семьям свойственны казенная атмо­сфера, обстановка недоброжелательности, постоянные поиски виновных, приписывание друг другу «плохих» ролей, без того, однако, чтобы по этим вопросам принимались радикальные ре­шения; 3) псевдосолидарные семьи, в которых ригидность ро­левой структуры и высокая степень взаимной зависимости свя­заны с затрудненной адаптацией к меняющимся ситуациям и стремлением сохранить их стабильность за счет мистификации действительности и формирования иррациональных суждений; внимание и забота в семье носят формальный характер; ребе­нок выступает одновременно в роли опекаемого и долженствую­щего опекать; 4) симбнотнческие семьи, имеющие в основе большую взаимозависимость между одним из родителей (в на­блюдениях автора главным образом матерью) и больным ребенком; в неполных семьях это психологическое слияние ма­тери и ребенка может принимать крайние формы; 5) гиперпро- тективные семьи, среди которых различаются ригидные и хао­тические; в тех и других имеется жесткая фиксация ролей, однако первых характеризует четкая линия поведения родите­лей в форме подавляющей или опекающей гнперпротекции; вто­рых — непоследовательность установок и требований. Э. Г. Эй- демиллер (1976) дает следующую классификацию семей: гар­моничная семья, деструктивная семья, распадающаяся семья, распавшаяся семья, неполная семья, ригидная псевдосолидар­ная

 

семейная психотерапия – предыдущая | следующая – семейная защита

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание