Глава 10. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции.

Важным условием продуктивного участия психотерапевтов и медицинских психологов в лечении и профилактике заболеваний является правильное понимание сущности наиболее распростра­ненных методов психотерапии и психокоррекции. Между этими двумя классами методов имеется много общего и вместе с тем некоторые различия. Психотерапия — это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явствует из данного тер­мина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств, но в то же время и лечение в некоторых слу­чаях рассчитано не на полное устранение патологических нару­шений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей особен­ностью и психотерапии, и психокоррекции является психологиче­ское воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма.

Общеупотребительные методы психотерапии и психокоррек­ции. Одним из старых и общеупотребительных методов счита­ется так называемая рациональная психотерапия, обоснование которой было дано P. Dubois (1911), предназначавшего ее для лечения неврозов. Считая причиной неврозов ошибочные пред­ставления пациентов о своей болезни, он предлагал лечить их обращением к рассудку (ratio) путем убеждения и переубежде­ния. На односторонность такого подхода обратил внимание уже J. Dejerine (1912), придававший большое значение в психотера­пии воздействию на эмоциональную сферу больных. Но незави­симо от этих концепций, задолго до их возникновения и по сей день представители различных областей медицины широко поль­зуются приемами рациональной (разъяснительной) психотера­пии для ободрения и успокоения пациентов, коррекции их не­правильных представлений о своей болезни и реакций на нее или на применяемое лечение. Соответствующие разъяснения по­ложительно действуют и на эмоциональное состояние больных. В них содержатся также элементы внушения (зачастую ненаме­ренного), тем более действенного, чем авторитетнее терапевт (и работающий совместно с ним медицинский психолог). В таком общепринятом смысле рациональную психотерапию нельзя рас­сматривать как специфический метод.

Внушение, или суггестия, используется в качестве специаль­ного метода как в бодрственном состоянии, так и в гипнозе. Еще с древних времен внушением в гипнозе пользовались жрецы, шаманы, а затем и исцелители — служители церкви. Как из­вестно, научное объяснение явлений гипноза было дано И. П. Павловым, а гипнотерапии — В. М. Бехтеревым (1900). Существуют различные приемы гипнотизации и определения сте­пени внушаемости людей. В. М. Бехтеревым было показано, что гипнабельность и внушаемость повышаются в коллективе. В случаях недостаточной гипиабельности внушение может осу­ществляться при введении наркотического вещества (в фазе, промежуточной между сном и бодрствованием) —так называе­мая наркогипнотерапия или наркопсихотерапия [Телешев- ская М. Э., 1969]. В последние десятилетия научной разработкой вопросов гипнотерапии в нашей стране занимается кафедра пси­хотерапии Центрального института усовершенствования врачей. Ее руководитель В. Е. Рожнов (1982) рекомендует предложен­ную им специальную методику эмоционально-стрессовой гипно­терапии алкоголизма, считая ее полезной и для лечения ряда неалкогольных заболеваний. Автор справедливо рассматривает эту методику «лишь как одно из звеньев в общей системе ле­чебных мероприятий». Такое уточнение надо считать правиль­ным потому, что хотя с помощью гиннотерапевтического воздей­ствия порой удается даже мгновенно снять, например, какой- либо истерический симптом, но невозможно излечение невроза или другого заболевания. К тому же не все улюди поддаются гипнозу в должной степени. Считаются наиболее податливыми больные истерией. Но и таких больных не всегда можно загип­нотизировать при выраженности свойственного им негативизма.

Кроме того, возможны всякого рода осложнения, особенно в сомнамбулической фазе гипноз. Поэтому гипнотерапию раз­решается применять лишь врачам.

Существуют приемы не только врачебного внушения (гетеро- суггестии), но и лечебного самовнушения в бодрственном состо­янии. Известен в литературе метод такого самовнушения по Е. Coue (1924). На принципе самовнушения построен приобрета­ющий в наше время широкое применение метод аутогенной тре­нировки (AT), предложенный более 50 лет назад немецким ин­тернистом, ставшим затем видным психотерапевтом J. Schultz, (1932). Создатель этого метода оценил связь между наблюдав­шимся в гипнозе ослаблением мышечного напряжения и сопутст­вующим ему психическим успокоением, облегчающими лечебное воздействие на соматовегетативные функции, и пришел к вы­воду, что этого можно достигнуть и путем самовнушения в бодр­ственном состоянии. Методика Schultz состоит из двух ступеней (первой и второй). Но обычно используется лишь первая сту­пень. Она заключается в вызывании путем самовнушения рас­слабления мускулатуры рук и ног, ощущения в них тяжести и тепла, успокоения сердечной деятельности и дыхания, ощущения тепла в области солнечного сплетения и прохлады во лбу. Не­мецкие психотерапевты Н. Kleinsorge и G. Kulmbies (1965), счи­тая эту методику недостаточно ориентированной на отдельные органы и системы, разработали ее модификацию, предусматри­вающую более уточненные самовнушения, направленные на оп­ределенные соматофизиологические комплексы, такие как «го­лова», «сердце», «живот», «сосуды», «легкие», «сон». Авторы применяли свою модификацию при аллергических заболеваниях, бронхиальной астме, гипертиреозе, дискинезии желчных путей, запорах, поносе, кожном зуде, ночном недержании мочи, колите, психогенной рвоте и др. AT используется и для лечения заика­ния, сексуальных нарушений, алкоголизма и иных расстройств.

кожно-гальваническая реакция (КГР) – предыдущая | следующая – аутогенная тренировка

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание