canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психосексуальное развитие юношей и девушек. Закономерности психосексуального развития.

Глава VII. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек

VII. 1. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

Половое созревание — центральный, стержневой процесс пе­реходного возраста. Но процесс этот не сводится к сумме описан­ных выше биологических изменений. Человеческая сексуаль- ность — сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальных сил.

Чтобы стать мужчиной или женщиной, индивид должен осо­знать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую половую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосек­суальных установок и ориентаций (интерес к противоположно­му полу и т. д.).

Хотя закономерности психосексуального развития личности еще недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая идентификация — продукт социализации, воспитания и научения.

Уже к полутора годам ребенок обычно знает, мальчик он или девочка, хотя и не умеет объяснить эту атрибуцию. Трех-, четырехлетний ребенок знает не только собственный пол, но имеет различать пол окружающих людей, хотя половая при­надлежность еще ассоциируется у него с внешними случайными признаками, вроде одежды, и кажется принципиально обрати­мой. Понятие половой принадлежности как необратимого свой­ства складывается у ребенка приблизительно в 6—7 лет, и имен­но теперь начинается бурный процесс половой дифференциации деятельности, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители. Мальчики и девочки играют в разные игры, выбирают разных партнеров и т. д.

В переходном возрасте стереотипы «маскулинности» и «фемининности» поляризуются особенно резко, а потребность соот­ветствовать им становится как никогда острой. Это распростра­няется не только на внешность, но и на многие социальные и психические качества.

Социальное равенство мужчин и женщин, которые получа­ют одинаковое образование и занимаются одной и той же дея­тельностью, неизбежно ослабляет поляризацию мужских и жен­ских ролей, тем более что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного устранения половых раз­личий в поведении и психике. Но взаимоотношения мужчин и женщин все чаще строятся не в соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на основе учета индивидуаль­ных особенностей личности. Это касается и сексуального пове­дения. Так называемый «двойной стандарт» утверждал разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявлять сдержанность. Сегодня такие представления уже не являются безраздельно господствующими; молодежь все больше ориентируется на прин­цип равенства прав и обязанностей.

Все это преломляется в юношеской психологии. Половое со­зревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности. Не в том смыс­ле, что подросток начинает в ней сомневаться (это бывает только в патологических случаях), но в том, что усложняются кри­терии «маскулинности» и «фемининности», в которых все боль­шую роль приобретают собственно сексуальные моменты (появ­ление вторичных половых признаков, сексуальных интересов и т. д.). Выше уже говорилось, что именно соответствие идеа­лизированному стереотипу «маскулинности — фемининности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело и внешность.

Волнующие переживания вызывает и сам процесс полового созревания. Времена, когда мальчики и девочки были настоль­ко невежественны по части собственной физиологии, что первое семяизвержение у мальчиков и особенно менструации у девочек вызывали панический ужас, к счастью, прошли. Теперь эти со­бытия в большинстве случаев встречают с радостью, как знак повзросления. Тем не менее подобные переживания весьма тре­вожны. Подростки (да и юноши) — настоящие рабы «нормы». Они убеждены в том, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила, и очень боятся в чем-то отстать от сверстников.

Половые стереотипы распространяются не только на внеш­ность, но и на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Мужская роль и маскулин­ные качества традиционно ценятся выше. Даже эмансипацию женщин мы измеряем тем, насколько хорошо они справляются с «мужскими» профессиями. Казак-девчонка принимается как нечто вполне естественное, тогда как феминизированный, изне­женный мальчик вызывает осуждение. Кроме того, процесс социализации мальчиков более противоречив. В раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерыо, чем с от­цом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособ­ление мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно как и распространенные однополые мальчише­ские компании, объективно служат противовесом этой фемини­зации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Но од­ностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверен­ность мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам ха­рактера).

интимная друж­ба – предыдущая | следующая – половая жизнь

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в Москве.

Яндекс.Метрика