При медицинском анамнезе, как указывалось, жалобы больного служат врачу для суждения об объективных проявлениях болезни. Собирая жалобы, врач стремится направить высказывания больного в нужное русло, оградить себя от потока излишней информации, от пустой траты времени на выслушивание ненужных подробностей и, наоборот, подтолкнуть больного к тем высказываниям, которые важны для диагностики и которые, по неведению больного, могут быть им опущены. Психологический анамнез, как указывалось, ставит иную цель — оценить личность больного как сложившуюся систему отношений и влияние, оказанное на эту систему болезнью. Поэтому для получения суждения о личности больного и типе его отношения к болезни чрезмерно активно регулировать высказывание жалоб не требуется. Психолог при выслушивании жалоб должен стремиться к наиболее полному раскрытию переживаний больного, поэтому ограничивать или активно направлять высказывания не следует — необходимо терпеливо выслушивать больного и деликатно побуждать его к дальнейшим высказываниям до полного отреагирования.
Опрос о влиянии болезни на различные отношения больного дополняет выслушивание жалоб. Этот опрос касается двух основных сфер отношений— трудовой и семейной, включая лично-интимную. Следует выяснить, как болезнь сказывается на работоспособности больного, на его служебном положении, заработке, на отношениях с сослуживцами, имеются ли опасения в отношении ухудшения рабочего статуса. Для пенсионеров и неработающих все то же касается их обязанностей в семье, а для учащихся — учебы и перспектив на будущее. Сфера семейных отношений также может меняться под действием болезни, если заболевание сказывается на семейном статусе больного. Иногда болезнь служит своего рода психологическим индикатором и даже психологическим катализатором семейных отношений, обнажая в них то, что до этого было завуалировано или скомпенсировано (это касается как отрицательных, так и положительных отношений). Гармоничную семью тяжелая болезнь одного из ее членов сплачивает, негармоничную — толкает к разладу. В гармоничной семье при обычно сдержанных отношениях кого-либо из близких больного могут иногда неожиданно с его болезнью раскрываться теплое внимание и забота, неподдельное проявление большой любви и участия. Примером может послужить отношение одного подростка с шизоидным типом акцентуации к его заболевшей раком и обреченной матери. Всегда до этого крайне сдержанный в проявлениях чувств, по мнению матери, неласковый и нечуткий, увлеченный своими хобби и, казалось, мало интересовавшийся жизнью матери, узнав о ее смертельной болезни, он неожиданно для всех «совершенно изменился». Отстранив других близких от ухода, он все свободное время проводил у постели матери, тут же урывками учил уроки, ночевал около нее, чтобы вскочить по первому зову, взял на себя самые тягостные стороны ухода, научился делать инъекции наркотиков и никому это не передоверял. Наоборот, иногда, казалось бы, вполне благополучные отношения в семье с болезнью одного из его членов обнажаются как весьма неприглядные.
Выяснение влияния болезни на интимную жизнь больного должно быть максимально деликатным. Осторожными вопросами надо сперва прозондировать, склонен ли больной раскрывать эту сторону отношений, а при явном нежелании — не настаивать, а отложить беседу на эту тему до того, как будет установлен лучший контакт. Когда речь идет о молодежи, еще не имеющей своей семьи, в дополнение к уточнению изменения их статуса в семье родительской надо выяснить, как болезнь сказалась на отношениях с друзьями, со сверстниками противоположного пола и как больной смотрит в связи с этим на самого себя и на свои перспективы.
Психологический анамнез жизни. Этот раздел собирания анамнеза включает расспрос больного по следующим темам: 1) перенесенные в прошлом болезни и реакция на них; 2) профессиональный путь и деятельность, удовлетворенность ими; 3) развитие семейных и интимных отношений; 4) отношения с непосредственным окружением вне семьи; 5) наиболее тяжелые события прошлой жизни и реакция на них.
Перенесенные болезни, особенно тяжелые, опасные для жизни или длительные, надолго выбивавшие из жизненной колеи, да и все болезни, сопряженные с госпитализацией и отрывом от семьи, интересуют прежде всего реакцией на них. Особо следует отметить, как больной переносил прежние госпитализации, отрыв от работы и семьи, возникала ли в детстве и юности необходимость из-за болезни оставаться на второй год в школе или брать академический отпуск и как больной переносил это. Сталкивался ли он ранее с необходимостью из-за какой-либо болезни отказаться от намеченных планов, имевших для него большое значение. И вообще—отражались ли прежние болезни на отношениях с окружением?
Профессиональный путь и деятельность включают расспрос о профессии, о том, как она была выбрана и приобретена, чем привлекла, насколько больной удовлетворен своим профессиональным статусом и лелеет ли какие-либо перспективы на будущее. Необходимо осторожно выяснить, имеются ли в настоящее время и имелись ли в прошлом какие-либо угрозы профессиональному благополучию и являются ли они реальными, предполагаемыми или только воображаемыми. Для учащихся, у которых профессиональный статус еще не определился, его место занимает учеба. Следует узнать, где и как учился больной, как после 8-го класса был выбран дальнейший путь обучения — по собственной инициативе, под влиянием родителей или кого-либо другого, что привлекло в данное учебное заведение, насколько больной удовлетворен сделанным выбором и каковы перспективы на будущее. Полезно бывает получить представление о любимых и нелюбимых предметах и об успехах в учебе. Эти сведения дают немало представлений о личности молодого больного. Истероидам чаще легче даются предметы гуманитарные — литература, история, иностранные языки. Для эмоционально лабильных особенно привлекательна именно литература. У лиц психастенической акцентуации склонности бывают различными, но они обычно не любят физкультуру и труд, так как любые ручные навыки даются им с большим трудом. Наоборот, при гипертимной акцентуации все, что связано с активной деятельностью, нередко предпочитается другим занятиям; особенно предпочтительны спортивные игры, учебные же интересы отличаются разнообразием и непостоянством. Эпилептоиды обычно более склонны к приобретению искусных мануальных навыков, а среди наук предпочитают точные, нежели гуманитарные, в спорте же — индивидуальные занятия, сопряженные с развитием физической силы (тяжелая атлетика, борьба). Склонности шизоидов весьма разнообразны, труднее другого им даются разговорные иностранные языки. Нередко их интересы лежат далеко за рамками учебных программ. Посредственные в учебе, они оказываются знатоками в своей излюбленной области. Всюду они ищут свои оригинальные, нешаблонные решения, хотя зачастую идут по ошибочному пути. Неустойчивых ничего не привлекает, и они нередко не могут ответить на вопрос о предпочтении какого-либо предмета или занятия. При расспросе пенсионеров, оставивших свой профессиональный труд, наиболее важно выяснить, как произошла эта ломка трудового стереотипа и адаптация к новым условиям жизни, что заняло место профессиональной работы.
анамнез – предыдущая | следующая – срывы социальной адаптации
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание