canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психологические функции юношеской музыки. Влияние психологических функций.

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства (психологические функции)

Художественная литература, театр, кино—важнейшие сред­ства самопознания, мировоззренческого и нравственного само­определения личности. Но все-таки самое «юношеское» искусст­во — музыка. Характерно, что опрошенные Л. Н. Жилиной и И. Т. Фроловой московские старшеклассники, перечисляя вещи, которые они хотели бы приобрести и которые многим из них представляются необходимыми, на первое место поставили маг­нитофон, на второе — гитару или электрогитару; если добавить к этому другие музыкальные инструменты и транзисторы, то получится, что «музыкальные» предметы составляют почти две трети всех юношеских «вещных» желаний. Да и фактически ком­пании подростков, «вооруженные» транзисторами, магнитофона­ми или гитарами (которые часто используются, увы, как удар­ный инструмент), давно уже стали серьезной социальной проб­лемой.

Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка полнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет под­ростку и юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в сло­вах, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка.

В отличие от чтения, которое требует уединения и сосредо­точения в себе, восприятие музыки может быть как индивиду­альным, так и групповым и, создавая общее настроение, слу­жит важным средством межличностной коммуникации. В сочетанми с танцем или пением музыка составляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения. В наибольшей степени это относится к самой спорной с точки зрения эстетики и в то же время самой популярной среди молодежи поп- или бит-музыке. Попытки отмахнуться от нее, объясняя популяр­ность бита только эстетической незрелостью молодежи, равно как и механическое противопоставление бита классике, не вы­держивают серьезной критики.

Интересны выводы, к которым пришла группа венгерских исследователей во главе с И. Витани. Так же как поп-арт ста­рается выделить эстетическое из простых предметов повседнев­ного быта, бит хочет создать искусство путем интенсификации простых музыкальных стереотипов. Исполняемая бит-группами и вокально-инструментальными ансамблями музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, во­все не проста и для неподготовленного слушателя трудно вос­производима. Но отдельные элементы ее кажутся доступными и создают у слушателя иллюзию, будто это он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Простота, стерео­типность многих текстов также напоминает фольклорную. Это облегчает распространение такой музыки.

Другая особенность бита — чудовищная, всеподавляющая си­ла звука. Усиление звука и в классической музыке — одно из средств достичь эмоционального напряжения. Современные электроусилители приводят к тому, что бит-музыка воспринимается уже не только ухом, но все тело выступает в качестве резонатора. С одной стороны, это концентрирует в музыке эмоциональ­ные силы индивида, с другой — звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, так что переживания их становятся общими, отрезают от внешнего мира и внушают чув­ство взаимосвязанности и сопричастности.

Психологические функции бит-музыки так же разнообразны, как и она сама. Одним она дает разрядку эмоционального на­пряжения, другим — чувство внутреннего освобождения, отклю­чения от прозы будней, третьим — ощущение слияния с группой. Нельзя забывать и о престижной функции бита как важнейшего символа юношеской субкультуры. Вопрос компетентности в со­временной популярной музыке для подростков и юношей чрез­вычайно важен. Хорошее знание современных ансамблей, пев­цов и их репертуара, обладание модными записями и т. и. стало одним из средств завоевания престижа у сверстников, а отсут­ствие таких знаний воспринимается как отсталость. Учитывая известную конформность юношеских групп, эта «мода» спо­собствует нивелированию художественных вкусов, часто на до­вольно низком уровне. Все это сталкивает воспитателя с целым рядом проблем, причем не только эстетических, что хорошо по­казано в таких фильмах, как «Не болит голова у дятла» и «Ро­зыгрыш».

Понять психологические функции юношеской музыки не зна­чит обязательно принять ее.

В молодежных увлечениях много наносного, безвкусного. Се­рые, пустые тексты не становятся лучше от того, что их испол­няют только в сопровождении музыки. Злоупотребление электро­инструментами причиняет серьезное беспокойство окружающим людям. Кроме того, привычка к звуковым перегрузкам отрица­тельно влияет на слух и нервную систему. И совсем уж никуда не годится, если «эмоциональное раскрепощение» выливается в разнузданные акты вандализма, что не раз случалось на Запа­де. Нельзя закрывать глаза и на то, что распространение магни­тофонных записей, переписанных с зарубежных дисков, подчас открывает дверь чуждым идеологическим влияниям.

Но здесь, как и с другими молодежными модами, запреты и ограничения не могут заменить главного — систематического воспитания у молодежи высокого эстетического вкуса.

Разные поколения молодежи увлекаются разной музыкой. У одних это танцевальные мелодии, у других — джаз, у треть­их— «барды», у четвертых — вокально-инструментальные ан­самбли. Учитель не может разделять все эти увлечения, но он может и должен учитывать их. Музыкальные клубы, дискотеки (журнал «Клуб и художественная самодеятельность» не только систематически обсуждает проблемы легкой музыки, но и изда­ет в качестве приложения наиболее интересные новые диски), обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на популяр­ных инструментах — все это снимает с молодежной музыки оре­ол запретности и одновременно повышает общий уровень музы­кальной культуры старшеклассников.

Задачи эстетического воспитания не сводятся к тому, чтобы вводить в определенные рамки спонтанные потребности юно­шей и девушек. Оно — органическая часть воспитания всесто­ронне развитой личности.

виды искусства – предыдущая

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в Москве.

Яндекс.Метрика