Яндекс.Метрика

VIII. 3. Становление морального сознания (самовоспитание)

Сергей внес свое предложение с самыми лучшими намере­ниями: «Этот двухнедельник я предлагаю потому, что знаю: многие ребята недовольны собой, хотят себя переделать, но все никак не могут начать». Так давайте начнем сразу же! Почему именно двухнедельник? «Мне кажется, что недели ма­ло, а месяца много, потому что не терпится сравнить себя нового и старого».

У взрослого человека превращение самовоспитания в крат­косрочную кампанию может вызвать улыбку.

К сожалению, у многих подростков и юношей самовоспита­ние действительно страдает скоротечностью. Кроме того, педа­гоги отмечают, что некоторые школьники воспитывают в себе не положительные, а отрицательные качества, например гру­бость и упрямство вместо вежливости и скромности. Отчасти это, вероятно, объясняется расхождением в оценочных терми­нах: то, что учителю представляется упрямством, восьмикласс­ник называет принципиальностью, грубость кажется ему прояв­лением мужественности и т. п. Иногда дело в общем контексте поведения: учитель осуждает упрямство ученика — и в оценке конкретного поступка педагог прав. По для юноши важен не частный случай (позже он охотно признает свою неправоту), а то, способен ли он вообще «выдержать характер», противо­стоять нажиму и т. д.

Истинное воспитание, писал В. А. Сухомлинский, «соверша­ется только тогда, когда есть самовоспитание. А самовоспита­ние — это человеческое достоинство в действии, это могучий по­ток, который движет колесо человеческого достоинства»[1]. Актив­ная жизненная позиция, выработка которой составляет стержень нравственного воспитания, возможна только на основе развитой самодисциплины и глубокого усвоения норм коммунистической морали. Но эта позиция обязательно должна быть личной.

Нам нужны такие люди, говорил В. И. Ленин, за которых «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни сло­ва не скажут против совести», не побоятся «признаться ни в какой трудности» и не испугаются «никакой борьбы для дости­жения серьезно поставленной себе цели»[2]. Таких людей нельзя вырастить в тепличной обстановке или в атмосфере казенной дисциплины, ориентированной на пассивное послушание. Нрав­ственный опыт личности не менее важен, чем ее умственное раз­витие. Старшеклассник, ради получения хорошей характеристи­ки не осмеливающийся возразить классному руководителю и поддержать товарища, в правоте которого он убежден, накап­ливает опыт приспособленчества, несовместимый с качествами борца за коммунизм. Привычка к завышенным, ради процента успеваемости, отметкам в школе психологически и морально под­готавливает юношу к будущему очковтирательству на произ­водстве и т. д.

Поэтому наша наука и общественность уделяют особое вни­мание моральному климату школы, созданию в ней творческой атмосферы, благоприятствующей развитию человеческого до­стоинства учащихся, сочетающей высокую моральную требова­тельность к ученику с уважением к его личности.

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства

Исключительно важную роль в формировании личности стар­шеклассника играет искусство.

Л. С. Выготский писал: «Шеррингтон сравнивал нашу нерв­ную систему с воронкой, которая обращена широким отвер­стием к миру и узким отверстием к действию. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосущест­вившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, види­мо, и является средством для такого взрывного уравновешива­ния со средой в критических точках нашего поведения»[3]. Юно­шеский возраст особенно сензитивеи к восприятию произведе­ний искусства. Развитие самосознания и обогащение эмоцио­нального мира вызывает у юношей и девушек множество новых эстетических переживаний, которые невозможно ни выразить, ни осмыслить без помощи искусства. С этим связаны количест­венные и качественные сдвиги в содержании эстетических инте­ресов и потребностей, а также художественного потребления старшеклассников.

Прежде всего меняется отношение к разным видам искус­ства. Ученые из Научно-исследовательского института художест­венного воспитания АПН СССР просили учащихся назвать вид искусства, который им особенно интересен. В I—IV классах детские интересы распределяются между всеми видами искусст­ва более или менее равномерно, с некоторым предпочтением изобразительного искусства, причем в активной, творческой форме (рисовать, лепить), и кино. Позже эти интересы диффе­ренцируются. До VII класса ведущие и примерно равные места в предпочтениях школьников занимают художественная литера­тура и кино. Начиная с VIII класса литература выходит на пер­вое место.

Этот сдвиг вовсе не означает уменьшения интереса к кино или более редкой посещаемости кинотеатра — напротив, то и другое растет. Старшеклассники — верные поклонники кино­искусства. Современный городской старшеклассник, по данным И. С. Левшиной, ежегодно бывает в кино 60—65 раз; кроме того, почти половина юношей и девушек ежемесячно смотрят по телевизору от 20 до 30 фильмов, не считая других телепе­редач

_________________________________________________________________________________

[1] Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971, с. 49.

[2] Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше. — Полн., собр. соч., т. 45. с. 391—392.

[3] Выготский Л. С. Психология искусства (анализ эстетической реак­ции).— В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1963, с. 122.

нравственный опыт – предыдущая | следующая – виды искусства

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым в Москве.