В клиниках Института им. В. М. Бехтерева медицинский психолог проводит психологическое обследование больного чаще всего дважды — вскоре после его поступления и незадолго до выписки. В клинических разборах больных участие медицинского психолога обязательно. После доклада лечащего врача о состоянии больного с обстоятельным сообщением о проделанной им работе выступает медицинский психолог, анализируя психологические качества пациента, а также особенности его отношении с окружающими (персоналом, другими пациентами клиники, семьей). Если психолог проводит с данным больным и психокоррекционную работу, об этом также докладывается на разборе. Само собой разумеется, что все действия психолога согласовываются и координируются с врачом. Однако необходимо подчеркнуть, что статус медицинского психолога в глазах больного, всего персонала клинического отделения должен быть достаточно высоким, психолог представляется как лицо, действующее на равных правах с лечащим врачом и пользующееся известной автономией диктуемой его профессией.
Что же касается психокоррекцноной работы, то здесь деятельность врача и психолога должна иметь еще более взаимосвязанный характер. Врач-психиатр (или психотерапевт) может сотрудничать с медицинским психологом в различных вариантах.
Первый вариант. Врач проводит самостоятельно психотерапевтическую (психокоррекционную) работу, используя клинические данные и результаты психологической диагностики, полученные психологом. Последний в процессе диагностической процедуры как бы «подыгрывает» врачу (оба бьют в одну цель, например на снижение уровня притязаний или укрепление тех или иных мотиваций). К этой же работе следует в той или иной степени привлекать и других специалистов: медицинских сестер, трудинструкторов и даже санитарок. В психокоррекционной работе, проводимой в клиническом отделении, не должно быть безучастных наблюдателей со стороны персонала.
Второй вариант. Врач проводит психокоррекционную работу вместе с медицинским психологом на равных правах. Психолог выступает в роли сотерапевта (котерапевта) в психотерапевтической группе — чаще всего разговорной. Ведение групповой терапии двумя специалистами (лучше, если это люди разного пола) придает занятиям (сеансам) характер большей непринужденности, улучшает процесс коммуникабельности, особенно на первом этапе формирования группы. Такая же совместная работа может проводиться врачом и психологом во время семейной психотерапии и других форм психосоциальных воздействий (лечение занятостью, трудовая терапия и пр.). Психолог вносит значительную лепту и в установление функционального диагноза, на что уже указывалось.
Третий вариант. Врач только наблюдает за деятельностью психолога. Психолог сам ведет группы невербальной психотерапии (психогимнастика, арттерапия и др.). Наиболее квалифицированным психологам можно разрешить самостоятельное проведение и некоторых видов вербальной психотерапии по плану, намеченному совместно с врачом.
Ну и, естественно, действия психолога полностью самостоятельны в области психологической диагностики (методики исследования структуры интеллекта, личностные методики, пато- и нейропсихологические исследования и др.). О резуль- тагах этих психодиагностических исследований психолог обязан, помимо письменного заключения дать словесный отчет лечащему врачу, обратив его внимание на особенности отношения больного к проводимому исследованию, выявленный характер взаимоотношений с окружающими (в том числе и с врачом, персоналом, другими пациентами), некоторые поведенческие характеристики. Еще раз следует подчеркнуть необходимость психотерапевтической «аранжировки» проводимых психологических исследований, смысл которых в деликатной форме следует сообщить больному, похвалив и обнадежив его.
Применение психологических методов исследования, особенно тестов, может приводить к отрицательным результатам при отсутствии высокой профессиональной подготовки, такта и знаний [Аванесов В. С., 1982]. Поэтому, как и во врачебной практике, в ряде стран существуют кодексы этических норм, которые должны соблюдаться в процессе применения тестов
Относительно работы психолога в лечебных учреждениях соматического профиля еще раз отметим, что штатными расписаниями их должности предусмотрены пока только в отделениях (кабинетах) восстановительного лечения при общих поликлиниках и в семейных консультациях. Мало где организованы эти подразделения и тем более укомплектованы психологами, а поэтому об опыте их работы пока говорить не приходится. Стиль работы психологов в этих кабинетах следует, видимо, соотносить с деятельностью тех психологов, которые имеют опыт работы в практических лечебных учреждениях соматического профиля (системы органов здравоохранения и других ведомств), а также в ряде научно-исследовательских институтов.
_______________________________________________
[1] Первичная психологическая профилактика и реабилитация больных ИБО/Под ред. 3. И. Янушкевичуса —Вильнюс; 1982, с. 169.
диагностическая работа психолога – предыдущая | следующая – медико-психологическая помощь
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание