Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

2. Психогимнастика. Это форма психотерапии, при которой главным средством коммуникации является двигательная экс­прессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимы. В основу проводимых нами психогимнастических занятий положена методика, разработан­ная Н. Junova (1979).

Психогимнастические занятия состоят из двух частей: подго­товительной и пантомимической. Целью первой являются умень­шение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, тренинг способности выражения и понимания чувств, мыслей, различных эмоциональных состоя­ний без помощи слов. Как правило, подготовительная часть за­нятия начинается с упражнений, направленных на развитие внимания. К такого рода упражнениям относятся: а) гимна­стика с запаздыванием: вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение; темп упражнения постепенно на­растает; б) «передача ритма по кругу»: вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм; в) «Передача движения по кругу»: один из участников группы начинает действие с вообра­жаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить; сосед продолжает это действие; такие обра­зом, воображаемый предмет обходит весь круг; г) «Зеркало»: участники группы разбиваются на пары и по очереди зеркально повторяют движения своего партнера. Другой вид упражнений направлен главным образом па снятие напряжения и состоит из простейших движений, например: «я иду по воде», «по горя­чему песку», «спешу на работу», «возвращаюсь с работы», «иду к врачу», «на занятие группы» и пр. Сюда же относится упраж­нение и по типу «третий лишний» и т. п., для чего могут ис­пользоваться также разнообразные подвижные игры.

Следующий тип упражнений направлен прежде всего на со­кращение эмоциональной дистанции между участниками группы, па развитие сотрудничества и взаимопомощи. Здесь ис­пользуются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции: разойтись с партнером на узком мостике, сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, «передать чувства по кругу». В последнем упражнении вся группа садится в круг и закрывает глаза. Один из се участников передаст какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше своему соседу, сохранив его содержание, по выразив его с помощью собствен­ных средств. Таким образом, одно и то же чувство, выражен­ное с помощью различных движений и прикосновений, обходит весь круг. Такого рода упражнения способствуют развитию чувства безопасности у пациентов, доверия, эмоционального принятия друг друга.

Применяются и другие упражнения, связанные с трениров­кой понимания невербального поведения других и тренировкой способности выражения своих чувств и мыслей с помощью не­вербального поведения, например: а) договориться о чем-либо с другим человеком с помощью только жестов (разговор через толстое стекло); б) изобразить то или иное состояние, чувство (например, радость, раздражение, гнев, обиду, сочувствие и пр.), изобразить психологические особенности свои или дру­гого человека; каков я есть, каким я хотел бы быть, каким я кажусь окружающим; в) понять, какое чувство или мысль хо­тел выразить другой человек с помощью невербального пове­дения; г) обратить на себя внимание группы и т. д.

Все перечисленные упражнения составляют подготовитель­ную часть групповой психотерапии, хотя по времени она может занимать примерно до половины всего занятия и нести более выраженную содержательную нагрузку, особенно на более позд­них этапах развития группы. Выбор упражнений подготовитель­ной части, а также ее длительность определяются общегруппо­вой ситуацией и фазой развития группы. Например, в некото­рых случаях первые занятия психогимнастикой могут состоять юлько из упражнений подготовительной части. Напряжение, скованность, тревога, свойственные невротическим пациентам, и непривычной ситуации усиливаются, страх перед неформаль­ными контактами, к тому же в такой непривычной форме, воз­растает. Поэтому на данном этапе не следует давать слишком сложных пантомимических заданий и слишком увлекаться ин­терпретацией упражнений (по сути дела, каждое упражнение содержит материал, доступный содержательной интерпретации). В такой ситуации гораздо эффективнее предлагать группе об­щие упражнения, связанные с тренировкой внимания, способно­сти понимать невербальные проявления вообще, а также уп­ражнения, направленные на сокращение эмоциональной дистан­ции между участниками группы.

На последующих этапах возрастает удельный вес собственно пантомимических заданий. Здесь психотерапевт задает опреде­ленную тему, которую пациенты должны представить с помощью невербальных средств. Темы могут быть ориентированы как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы, свойст­венные всем участникам группы и группе в целом, т. е. касаю­щиеся межличностных отношений в психотерапевтической группе. Тема 1 — «Преодоление трудностей». Все пациенты по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудно­сти (символически «трудность» может олицетворять любой пред­мет: например, скамья или стул изображают преграду, которую нужно преодолеть). Тема 2 — «Запретный плод». Все пациенты по очереди показывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желания расходятся с внешними или внутренними нормами (роль «запретного плода» также может «играть» какой-либо предмет). Тема 3 — «Моя семья». Пациент выбирает несколько участников группы и расставляет их в пространстве так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмо­циональной близости с членами семьи (или ближайшим ок­ружением). Тема 4 — «Скульптор». Один из членов группы выступает в роли скульптора, т. е. придает членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их особенности и кон­фликты. Тема 5 — «Моя группа», связанная с выражением чувств к членам группы, своего ближайшего окружения, к членам своей семьи. Члены группы расставляются в прост­ранстве, причем физическое расстояние между членами группы должно отражать степень эмоциональной близости и т. д.

Содержание тем для пантомимы не ограничено. Их могут предлагать и психотерапевт, и пациенты, ориентируясь как на проблемы каждого отдельного пациента, так и группы в целом.

Выполнение каждого занятия пантомимической части обсуж­дается всей группой: разбираются переживания и чувства, воз­никшие у пациентов во время выполнения упражнений, анали­зируется выражение индивидуальных проблем, а также отно­шений между участниками группы и пр. Оцениваются также  м задания подготовительной части (на более поздних этапах функционирования группы). На первых фазах работы психотерапевтической группы  интерпретации  уделяется не слишеом много внимания (естественно, группой, но не психотерапевтом для себя). В дальнейшем  любое невербальное задание обсуждается группой довольно подробно. Весь материал, полученный в ходе гимнастики, в дальнейшем  используется  на групповой дискуссии как важный материал.

 

 

разыгрывание ролевых ситуаций – предыдущая | следующая – музыкотерапия

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание