Эти наблюдения, как и экспериментальные исследования, упомянутые автором, показали, что болезнетворное действие оказывает не столько самый стресс, сколько тип поведения животных или человека. «Болезнь легче возникает и тяжелее протекает при пассивно-оборонительном поведении. . .». И, наоборот, сохранению здоровья или более легкому ее течению способствует активно-оборонительная реакция. Авторы называют такой тип поведения поисковой активностью, понимая под ней активность, направленную на изменение данной ситуации либо на изменение самого субъекта, если речь идет о человеке. Наш опыт [Зачегшцкий Р. А., 1973] показывает, что значение патогенетической психотерапии при неврозах как раз и состоит в том, что когда больной не может справиться с патогенной жизненной ситуацией, врач помогает ему в поисках путей к активному преобразованию самого себя, чтобы суметь разрешить ситуацию. Предпосылки потребности поисковой активности имеют биологическую природу, но реализация ее у человека в большой степени зависит от социальных условий. Характеризуя преобразования социально-экономическими условиями потребностей человека, К. Маркс указывал, что эти потребности «.. .равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории…»[1].
Защитные позиции личности Н. В. Иванов (1974) подразделяет на три типа: 1) уклонение от переживания трудной ситуации; 2) преодоление такой ситуации обходным путем; 3) стремление к преодолению травмирующей ситуации путем прямого сопротивления. Первые два типа характеризуют защитные приемы, подмеченные психоанализом, и иные пассивные приемы описанные другими исследователями. Третий тип ?— это активно-оборонительная защита, использующая резервные возможности организма и личности. В связи с этим уместно привести справедливое указание Б. М. Кедрова (1973) [2] о том, что современная техника не несет фатальной угрозы психике и здоровью человека. «В функциональной мощности человеческого мозга, пишет автор, кроются еще необозримые резервы». Для их реализации необходимы соответствующие социальные, психологические и психопрофилактические условия. Среди таких условий важное место следует отвести правильному воспитанию детей и молодежи. При этом весьма существенно, как отмечает В. Е. Кемеров (1977) [3], что деятельность формирующейся личности в основе своей является самодеятельностью и кчто воспитание ребенка, его обучение выступает как сотрудничество воспитателя и воспитуемого, как двусторонний активный процесс». Поисковая активность развивается с детства в зависимости от степени вовлечения ребенка в деятельное общение со взрослыми и сверстниками. При полном удовлетворении всех желаний детей и изнеживающем их воспитании подавляется поисковая активность. То же происходит и при воспитании в духе полных запретов и лишении их самостоятельности. В обоих случаях люди вырастают беспомощными при встрече с трудностями. Подобная детренированность, нужно думать, и определяет в дальнейшем пассивно-оборонительные формы психологической защиты в норме и патологии[4].
Благодаря правильному воспитанию у большинства людей вырабатывается поисковая активность, обеспечивающая фрустрационную толерантность, действенную позицию при встрече с трудностями, что уберегает от невротических или психосоматических заболеваний или облегчает их течение и способствует выздоровлению. Предпосылками силы и выносливости личности являются гармоническое развитие системы ее отношений, ее положительные интересы, рациональные взгляды на жизнь, способность трезво оценивать окружающий мир и свои возможности. Такую устойчивость личности можно сравнить с невосприимчивостью к инфекционным болезням иммунизированных людей.
В наше время много и правильно говорят о важности физической закалки организма, но, к сожалению, до сих пор оставляли без достаточного внимания задачу психической закалки человека как непременного условия его развития и здоровья. Как указывал В. Н. Мясищев, по мере роста нового человека надо с детства знакомить его с трудностями, учить не пасовать перед ними, смело идти на их преодоление. Предпринимаемые теперь меры по улучшению трудового воспитания детей и молодежи должны способствовать формированию здоровой духом и телом гармонически развитой, сильной личности.
[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 182.
[2] Научно-техническая революция и социализм/Под рсл. Б. М. Кедрова.— М.: Политиздат, 1973, с. 50.
[3] Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл.— М.: Политиздат, 1977, с. 133—134.
[4] В связи с изложенным представляет интерес предложенная А. А. Гош- таутасом с соавт. (1978) методика исследования психологической активности личности.
физиология активности – предыдущая | следующая – психологический фактор
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание