Между тем программа подготовки психологов в университетах до сих пор оставляет желать лучшего. Она, правда, предусматривает основательную подготовку будущих медицинских психологов практически по всем разделам современной психологии и некоторым смежным наукам. Однако усвоение собственно медицинских знаний (основы пропедевтики внутренних болезней, общая и частная психопатология, психосоматическая медицина и др.) носит весьма поверхностный характер. Что же касается методов психокоррекционной работы, то в программе факультета психологии Ленинградского университета предусмотрено небольшое количество часов для ознакомления с ними. Но, во-первых, освоить методы психологической коррекции можно лишь путем практической длительной работы совместно с врачом-психотерапевтом, хорошо владеющим ими (а не только гипнозом и аутотренингом, к которым почему-то сводится у многих врачей представление о психотерапии); во- вторых, нужны соответствующие руководства по методам психологической коррекции, а их нет; в-третьих, и это, может быть, самое главное, психологам внушается идея, что «психотерапия» не их дело, да и полуофициально существует своего рода запрет на их деятельность в этой области. Наконец, немаловажную роль играет то обстоятельство, что в лечебно- профилактических стационарах соматического профиля соответствующих должностей (для психологов, особенно намерева- ющих заниматься психокоррекционной работой) практически не предусмотрено. В результате психологи или поступают на работу в психиатрические больницы, где предпочитают, в силу своей односторонней подготовленности, заниматься в основном диагностической работой (причем выпускники Московского университета называют себя «патопсихологами» и пользуются в своей деятельности в большей мере традиционными патопсихологическими методиками, недооценивая личностные опросники и проективные методы), или идут работать в любое медицинское учреждение (включая санатории), где их нередко используют как своего рода «затейников» при проведении культурных программ (иногда эту деятельность именуют расплывчатым термином «культтерапия»), или, наконец, психологи предпочитают устраиваться на работу в научно-исследовательские институты, лаборатории и другие учреждения различных министерств и ведомств. Все же надо отметить, что число научных подразделений, где работают медицинские психологи в сфере министерств здравоохранения (СССР и союзных республик), а также Академии медицинских наук СССР и Министерств социального обеспечения, с каждым годом увеличивается, что весьма отрадно.
Важен вопрос о психологических качествах самого психолога. Психолог вообще и особенно работающий в медицине должен обладать набором определенных личностных свойств. Всемирная организация здравоохранения (комитет экспертов ВОЗ) полагает, что даже медицинская сестра современной психиатрической больницы должна иметь пе только: 1) основные навыки сестринского обслуживания (включающие уход за больным и создание для него необходимых удобств); 2) технические приемы сестринского обслуживания (умение выполнят!, соответствующие лечебные процедуры), к которым относятся п способы осуществления надзора за больными, и приемы предупреждения их опасных действий, но также 3) умение устанавливать контакт и развивать ннтерперсональные отношения с больными, включающие определенные аспекты психотерапевтической работы; 4) наблюдательность, тесно связанную с профессиональной грамотностью и необходимую не только для предупреждения чрезвычайных происшествий, но еще более важную для диагностики (в помощь врачу), для психологической оценки пациента в целях установления индивидуального подхода к больному, одинаково нужного для вовлечения его в жизнь коллектива пациентов и для привлечения к полезной занятости и труду; 5) организационные навыки; 6) навыки проведения трудовой терапии и особенно ее форм, определяемых как лечение занятостью; 7) умение формировать общение как в группах больных, так и среди их внебольничного окружения в семье и на работе[1]. Таковы требования к медсестре современной психиатрической больницы. Сходные требования надо предъявлять к медсестрам соматических учреждений.
Определенным набором психологических качеств ( в том или ином объеме) должен обладать каждый медик, имеющий общение с больным человеком (врач, психолог, медицинская сестра), особенно лица, занимающиеся психосоциальными методами лечебного воздействия (психо-трудо-социотерапией). Будем надеяться, что придет время, когда перед приемом в медицинские институты, а также на отделения медицинской психологии в университетах будут принимать лиц, не только и не столько сдавших с положительными оценками вступительные экзамены, но в первую очередь обнаруживших при собеседовании и специальном психологическом исследовании выраженную способность к эмоциональному сопереживанию, резонированию (к так называемой эмпатии)[2].
[1] Европейская техническая конференция о роли медсестры в психиатрической практике (Копенгаген, 1961). Тетради общественного здравоохранения № 22. Женева; ВОЗ, 1964, с. 38—57.
[2] Проблеме эмпатии посвящена большая литература ГБодалев А, А.,-Каштанова Т. Р., 1975; Гаврилова Т. П., 1975; Симонов П. В., 1979].
медицинские учреждения – предыдущая | следующая – форма работы медицинского психолога
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание