Глава 13. Подготовка медицинских психологов и пути организации медико-психологической работы в учреждениях здравоохранения (продолжение)

Между тем программа подготовки психологов в университе­тах до сих пор оставляет желать лучшего. Она, правда, пред­усматривает основательную подготовку будущих медицинских психологов практически по всем разделам современной психо­логии и некоторым смежным наукам. Однако усвоение собст­венно медицинских знаний (основы пропедевтики внутренних болезней, общая и частная психопатология, психосоматическая медицина и др.) носит весьма поверхностный характер. Что же касается методов психокоррекционной работы, то в программе факультета психологии Ленинградского университета пред­усмотрено небольшое количество часов для ознакомления с ними. Но, во-первых, освоить методы психологической кор­рекции можно лишь путем практической длительной работы совместно с врачом-психотерапевтом, хорошо владеющим ими (а не только гипнозом и аутотренингом, к которым почему-то сводится у многих врачей представление о психотерапии); во- вторых, нужны соответствующие руководства по методам пси­хологической коррекции, а их нет; в-третьих, и это, может быть, самое главное, психологам внушается идея, что «психоте­рапия» не их дело, да и полуофициально существует своего рода запрет на их деятельность в этой области. Наконец, не­маловажную роль играет то обстоятельство, что в лечебно- профилактических стационарах соматического профиля соот­ветствующих должностей (для психологов, особенно намерева- ющих заниматься психокоррекционной работой) практически не предусмотрено. В результате психологи или поступают на ра­боту в психиатрические больницы, где предпочитают, в силу своей односторонней подготовленности, заниматься в основном диагностической работой (причем выпускники Московского уни­верситета называют себя «патопсихологами» и пользуются в своей деятельности в большей мере традиционными патопси­хологическими методиками, недооценивая личностные опрос­ники и проективные методы), или идут работать в любое меди­цинское учреждение (включая санатории), где их нередко используют как своего рода «затейников» при проведении куль­турных программ (иногда эту деятельность именуют расплывча­тым термином «культтерапия»), или, наконец, психологи пред­почитают устраиваться на работу в научно-исследовательские институты, лаборатории и другие учреждения различных мини­стерств и ведомств. Все же надо отметить, что число научных подразделений, где работают медицинские психологи в сфере министерств здравоохранения (СССР и союзных республик), а также Академии медицинских наук СССР и Министерств социального обеспечения, с каждым годом увеличивается, что весьма отрадно.

Важен вопрос о психологических качествах самого психо­лога. Психолог вообще и особенно работающий в медицине должен обладать набором определенных личностных свойств. Всемирная организация здравоохранения (комитет экспертов ВОЗ) полагает, что даже медицинская сестра современной психиатрической больницы должна иметь пе только: 1) основ­ные навыки сестринского обслуживания (включающие уход за больным и создание для него необходимых удобств); 2) тех­нические приемы сестринского обслуживания (умение выпол­нят!, соответствующие лечебные процедуры), к которым отно­сятся п способы осуществления надзора за больными, и приемы предупреждения их опасных действий, но также 3) умение устанавливать контакт и развивать ннтерперсональные отно­шения с больными, включающие определенные аспекты психо­терапевтической работы; 4) наблюдательность, тесно связанную с профессиональной грамотностью и необходимую не только для предупреждения чрезвычайных происшествий, но еще бо­лее важную для диагностики (в помощь врачу), для психоло­гической оценки пациента в целях установления индивидуаль­ного подхода к больному, одинаково нужного для вовлечения его в жизнь коллектива пациентов и для привлечения к полез­ной занятости и труду; 5) организационные навыки; 6) навыки проведения трудовой терапии и особенно ее форм, определяе­мых как лечение занятостью; 7) умение формировать общение как в группах больных, так и среди их внебольничного окру­жения в семье и на работе[1]. Таковы требования к медсестре современной психиатрической больницы. Сходные требования надо предъявлять к медсестрам соматических учреждений.

Определенным набором психологических качеств ( в том или ином объеме) должен обладать каждый медик, имеющий общение с больным человеком (врач, психолог, медицинская сестра), особенно лица, занимающиеся психосоциальными мето­дами лечебного воздействия (психо-трудо-социотерапией). Бу­дем надеяться, что придет время, когда перед приемом в ме­дицинские институты, а также на отделения медицинской пси­хологии в университетах будут принимать лиц, не только и не столько сдавших с положительными оценками вступительные экзамены, но в первую очередь обнаруживших при собеседо­вании и специальном психологическом исследовании выражен­ную способность к эмоциональному сопереживанию, резониро­ванию (к так называемой эмпатии)[2].

 

_______________________ 


[1] Европейская техническая конференция о роли медсестры в психиатри­ческой практике (Копенгаген, 1961). Тетради общественного здравоохране­ния № 22. Женева; ВОЗ, 1964, с. 38—57.

[2] Проблеме эмпатии посвящена большая литература ГБодалев А, А.,-Каш­танова Т. Р., 1975; Гаврилова Т. П., 1975; Симонов П. В., 1979].

 

медицинские учреждения – предыдущая | следующая – форма работы медицинского психолога

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание