Инструкция по применению нейропсихологических методов в клинико-диагностической практике. Экспериментально-психологическому исследованию предшествует краткая беседа с больным. В ходе естественного эксперимента последний знакомится с задачами исследования, а нейропенхолог получает предварительную информацию о речевом статусе больного, его эмоционально-экспрессивных особенностях, уровне осознания болезни и отношения к ней, степени социальной дезадаптации и т. д. Выявляются (если это представляется возможным) также анамнестические данные о право-леворукости больного и членов его семьи. Уже непосредственно перед исследованием проводится ряд проб (если позволяет неврологический статус), обычно используемых для выявления доминантности полушарий [Лурия А. Р., 1969; Симсрницкая Э. Г., 1978]. Темп предъявления субтестов методики умеренный; требовать от больного быстрого выполнения заданий ие следует, но в то же время необходимо отмечать его инактивность, затруднения при включении в действие, импульсивность, тенденции к эхолалиям, эхо-праксиям, нарушения произвольного внимания, памяти и т. д., что имеет самостоятельное топико-диагностическое значение.
В зависимости от состояния больного (повышенная утомляемость, истощасмость внимания и др.) экспериментальное исследование проводится либо однократно, либо в течение нескольких дней. Результаты исследования фиксируются на бланке методики или в специальной тетради, причем особенности выполнения речевых заданий — развернутой записью экспериментатора, фиксирующей детали экспрессивной речи. Пробы, направленные па исследование письма, счета, конструктивного праксиса и пространственной ориентировки, выполняются испытуемым прямо на бланке (в тетради). Успешность выполнения остальных субтестов методики отмечается цифрой (или знаком « + »), фиксирующей количество выполненных правильно проб в конкретном задании. Характерные качественные особенности выполнения заданий также должны отмечаться экспериментатором для последующего их анализа. Успешность выполнения каждого задания может быть ранжирована. Предлагаемая нами система оценки по 4-баллыюй системе достаточно проста, не занимает много времени, по требует специальной «организации» экспериментального материала: в каждой пробе должно быть 3 или 6 заданий. Так, если в пробе 3 задания и каждое из них выполняется без ошибок, то оценка — 0; ошибки в одном задании—1; ошибки в 2 заданиях — 2; все задания выполняются с ошибками или отказ от их выполнения—3. Если в пробе 6 заданий и каждое из них выполняется без ошибок, оценка —0; ошибки в 1—2 заданиях—1; в 3—4 заданиях —2; в 5—6 заданиях — 3. В одних случаях учитывается преимущественно число правильно выполненных заданий, в других — для оценки успешности необходим тщательный анализ особенностей выполнения заданий (качественная сторона); наконец, имеются пробы, где принимается во внимание как тот, так и другой критерий. В любом случае необходимо отмечать индивидуальные особенности выполнения заданий независимо от того, по какому критерию оценивается успешность их выполнения. Ряд специальных сенсибилизированных нейропсихологических проб («выделение сигнала из шума» и др.) оцениваются по той же системе, исходя из успешности выполнения наиболее сложных заданий. Подробно стандартизованный набор нейропсихологических методик и система оценок успешности их выполнения изложены в разрабатываемых методических рекомендациях Института им. В. М. Бехтерева.
Особенности и степень выраженности тех или иных нарушений речи, письма и чтения рационально также оценивать по 4-балльной системе с помощью специально разработанной шкалы [Вассерман Л. И., Дорофеева С. А. и др., 1977]. Следует отметить, что большинство предлагаемых нами нейропсихологических проб составлено по принципу от простого к сложному. Но в ряде случаев целесообразно начинать исследование, с более сложных заданий (если у больного и процессе ирелнарп тельной клинико-психологической беседы не вы пилят к я иырл женные нарушения речи, узнавания, действия). При успешном выполнении сложных заданий предъявлять испытуемому про стые — нет необходимости, что значительно сокращав время исследования.
На основании данных нейропсихологического исследовании могут быть вычерчены профили успешности выполнения отдельных проб методики, но для этого каждое отдельное задание должно иметь свой порядковый номер. Затем по оси ординат откладываются баллы (0, 1, 2, 3), а по оси абсцисс отдельные задания под их порядковыми номерами, объединенные в блоки (блок экспрессивной речи, понимания речи, письма, чтения и т. д.). Такой профиль отражает в наглядной форме преобладание тех или иных нейропсихологических симптомом и синдромов и их динамику. Следует еще раз подчеркнуть, что псйронсихологическос заключение строится на основе прежде всего тщательного анализа структуры синдрома в целом, а предлагаемый нами набор нейропсихологических проб и заданий является только инструментом зля более или менее детального исследования больных — процесса сложного и niofk ческого, при котором не исключается использование и други* приемов нейропсихологического исследования. Оценка же результатов успешности выполнения отдельных проб имеет вспомогательное значение при сопоставлении данных обследования больного в динамике восстановительного обучения, сопоставлении различных групп обследованных больных, сравнении данных различных авторов и т. п.
Здесь мы не касаемся основных симптомов и синдромов нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга и правил принятия топико-диагностического решения на основе анализа клинико-психологических и экспериментальных данных, поскольку это специальная и весьма сложная задача клинической нейропсихологии.
Приводим описание методов нейропсихологического исследования при локально-органических поражениях мозга.
топический диагноз – предыдущая | следующая – экспрессивная речь
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание