Яндекс.Метрика

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

I. Экспрессивная речь. Нейропсихологическое исследование обычно начинается с предварительной беседы, цель которой установление контакта с больным. Диалог должен быть естест­венным и касаться привычных для больного тем. Одновременно образцы речевой продукции испытуемого записывают для по­следующего тщательного качественного анализа и оценки его самостоятельной, развернутой речи.

1. Спонтанная и диалогическая речь. Больному предъявля­ется ряд вопросов, на которые он должен ответить. Одни воп­росы предусматривают короткий, односложный ответ типа «да», «нет», другие —более развернутые. Обычно задают следующие вопросы: Вы работаете? У Вас болит голова? Как Вы себя чув­ствуйте? Расскажите, как Вы заболели? Расскажите о своей ра­боте, доме.

При анализе полученных ответов обычно учитывается способность боль­ного понимать обращенные к нему вопросы, поддерживать диалог. Отмеча­ется также характер ответов: односложные или развернутые ответы, сопро­вождаются ли они мимикой, жестами, наличием эхолалий. Фиксируются бы­строта, с которой даются ответы, различие в ответах па эмоционально зна­чимые или индифферентные для больного вопросы.

2. Автоматизированная речь исследуется путем предложе­ния больному перечислить привычный числовой ряд (от 1 до 6; от 7 до 12; от 15 до 20) или перечислить месяцы в году: сен­тябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль. Кроме этих проб, больному может быть предложено произнести короткое, но хорошо известное с детства стихотворение или пропеть куп­лет хорошо знакомой песни. Отмечаются плавность перечисле­ния автоматизированных рядов, пропуски элементов или их за­мены, искажение порядка следования элементов, особенности парафразий, эхолалий, персеверации и др.

3. Повествовательная речь. Испытуемому предлагается ко­роткий рассказ, который он должен пересказать в развернутой, повествовательной форме, например: «У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко», или, используя также развернутые речевые обороты, предлагается составить неболь­шой рассказ по сюжетной картинке. Если больной не в состоя­нии передать содержание рассказа или сюжетной картины, ему задают вопросы, вычленяющие детали сюжета.

При анализе повествовательной речи обращается внимание на то, в ка­кой мере в пересказе отражены ключевые элементы текста, сохранены ли нужная последовательность повествования, близость пересказа к тексту. От­мечаются также возможность самостоятельного воспроизведения рассказа без наводящих вопросов, активность, развернутость, плавность или отрыви­стость речи, поиски слов, аграмматизм, преобладание в речи глаголов, ввод­ных слов или существительных, характер парафразий, их лабильность.

4. Отраженная речь (повторение) исследуется, как правило, при помощи нескольких серий опытов: повторение изолирован­ных гласных звуков: а, о, у, и, е, ю; повторение изолированных согласных звуков: эм, эр, рэ, мэ, ка, ха; повторение серий оп­позиционных слогов: па — ба, ба — па, да — та, та — ка, бы — би, ка — ха; повторение слогов-триграмм (бессмысленных сло­гов): лив, кет, бун, тал, шом, гис; повторение серий слогов-триграмм (интервал между элементами в серии 1—2с): рел— зук, бун — лец — тиз, бун — цис — кет — лаш; повторение прос­тых и сложных слов: дом, работа, полководец, балалайка, стратостат, электроэнцефалография; повторение серий слов (односложных, не связанных по смыслу) в 2 вариантах с изме­нением порядка следования слов в одном из них, например:

дом — лес — кот ,        ночь — звон — стол — гром
лес — дом — кот           гром — стол — ночь — звон

мост—план — груз — снег — лист
груз — план — мост — снег — лист

повторение предложений: «Я иду в кино». «Наступили теплые дни, но снег еще не растаял». «Дом, который стоял у дороги, был окружен забором»; повторение серий слогов-триграмм и односложных слов в условиях интерференции. Эта и следую­щая проба преимущественно направлены па исследование про­чности следов, т. е. кратковременной слухоречевой памяти. Испытуемому необходимо запомнить предъявляемые последо­вательно две серии речевых стимулов и после однократного воспроизведения первой, а затем второй серии через 5 с вновь вернуться к припоминанию первой серии, например:

мед — луч — пар
век — род — дар                     5 с

век — род — дар?

Сравнение серий слогов-триграмм в условиях расставлен­ного во времени предъявления. Как правило, предъявляются серии ие более чем из 4 составляющих. Испытуемому предъяв­ляется па слух 2 серии из 4 слогов каждая. Интервал между сериями около 10 с, а интервал между элементами в серии 1 — 2 с. Требуется, не повторяя серий вслух, ответить (вербально или жестом), одинаков или отличается порядок следования элементов в сравниваемых сериях. Например:

дил—лец—ост—тиз/10 с   пауза   дил — ост—лец — тиз

и так далее, но не более 6 серий. Обращается внимание на стойкость слухоречевых следов, влияние интерференции п расставлепия во времени на удержание речевого ряда, персевераторпые повторения прежде данных серий или контаминации отдельных слогов (слов), входящих в речевой ряд, потерю общего смысла, парафазии при повторении фраз и др.

профиль успешности – предыдущая | следующая – понимание речи и слуховых значений

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание