тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Не исключая творческого, исследовательского подхода к по­иску критериев для постановки топического диагноза, предпола­гающего как «квалификацию симптома» (по Л. С. Выготскому), так и структурно-динамический характер проведения исследо­вания и принятия диагностического решения, необходимо иметь возможность достаточно объективно оценивать успешность вы­полнения больным тех или иных заданий, опираясь на норматив­ные данные. Такой подход, сохраняя все своеобразие нейропси­хологического эксперимента, позволяет выйти за узкие рамки индивидуального опыта и широко применять нейропсихологиче ские методы в научно-исследовательской работе для оценки эф­фективности лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий и медико-педагогической практики. Вопрос о на­дежности получаемых в нсйропсихологическом эксперименте данных решается главным образом сравнительным анализом ре­зультатов группы разнородных проб и обнаружением в них об­щих признаков, укладывающихся в единый синдром.

Таким образом, представляется, что основные требования, которым должен удовлетворять набор нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач в неврологи­ческой, нейрохирургической и психиатрической клиниках, со­стоят в следующем:

  1. Необходимы избирательная надежность и валидность ме­тодов исследования тех высших психических функций, наруше­ния которых могут иметь место при локальных поражениях мозга. Иными словами, набор должен содержать минимально необходимое количество проб, адекватных для исследования речи, гнозиса, праксиса, специальных видов памяти и т. д., ха­рактеристика нарушений которых позволяет оценить их топико-диагностическую значимость в динамике лечения.
  2. Методики должны быть доступны для выполнения любому взрослому[1] (практически здоровому испытуемому), для чего желательна их предварительная стандартизация на нормативных данных, включая и относительно малообразованных людей. (Сложные пробы могут использоваться индивидуально с учетом преморбидных особенностей и культурного уровня больных).
  3. В набор следует включать задания, направленные на вы­явление нарушений высших психических функций различной степени тяжести, не только выраженных и умеренно выражен­ных расстройств, по и слабовыраженпых, которые часто не удается обнаружить при обычном клипико-пепхологпческом ис­следовании. Для этого необходимы пробы, содержащие ряд сенсибилизированных приемов исследования для выявления топких, слабо структурированных нарушений речи, гнозиса, праксиса, памяти и т. д.
  4. Результаты исследования, полученные с помощью нейро­психологических проб и заданий, должны быть пригодны для сравнительной характеристики нарушений высших психических функций и их динамики в процессе восстановительного лечения и реабилитации больных. Это может быть достигнуто относи­тельно стандартной процедурой исследования и оценивания.
  5. Оценка степени выраженности расстройств высших кор­ковых функций (квантификация) ие должна препятствовать ос­новному принципу нейропсихологического исследования — каче­ственному, структурному анализу синдрома.

 

Нейропсихологическое исследование, как и любое другое ме­дико-психологическое исследование, надо строить с учетом ин­дивидуальных особенностей больного, демонстрируя его успехи и психотерапевтически сглаживая неудачи. В соответствии с этими требованиями в основе предлагаемого нами стандарти­зованного набора нейропсихологических методик лежат субте­сты, отобранные за 15 лет научно-практической работы в Инсти­туте им. В. М. Бехтерева как наиболее адекватные и валидные для решения топико-диагностических задач. Одни из них давно и хорошо известны (пробы Поппельрейтера, Хеда, Н. И. Озерец-кого, А. Р. Лурия и некоторые другие). Другие пробы применя­ются многие годы преимущественно ленинградскими нейропси-хологами. Часть методических приемов исследования пред­ложена известными зарубежными нейропсихологами [Milner В., 1958, 1967; Kimura D., 1961, 1966; Benton А., 1968; Finley D. et al., 1978; Ley K. et al., 1979] и адаптированы в Институте им. В. М. Бехтерева. Наконец, ряд субтестов методики впервые разработан для целей топической диагностики при локаль­ных мозговых поражениях нейропсихологами Института им. В. М. Бехтерева, Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова АН СССР в содружестве со спе­циалистами по теории информации и распознавания образов.

Все субтесты набора нейропсихологических методик пред­варительно стандартизованы на нормативном материале. Об­следование группы практически здоровых взрослых испытуемых в возрасте от 16 до 68 лет (различного образовательного уро­вня) показало, что практически предлагаемые пробы выполня­ются ими успешно.


_______________________________

[1] Вопрос о создании специального набора нейропсихологических проб для детской нейропсихиатрической клиники пока остается открытым.

нейропсихологические тесты – предыдущая | следующая – профиль успешности

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание