canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Топеический диагноз предполагает "квалификацию симптома" по Л.С. Выготскому. Поиск критериев для постановки топического диагноза.

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

Не исключая творческого, исследовательского подхода к по­иску критериев для постановки топического диагноза, предпола­гающего как «квалификацию симптома» (по Л. С. Выготскому), так и структурно-динамический характер проведения исследо­вания и принятия диагностического решения, необходимо иметь возможность достаточно объективно оценивать успешность вы­полнения больным тех или иных заданий, опираясь на норматив­ные данные. Такой подход, сохраняя все своеобразие нейропси­хологического эксперимента, позволяет выйти за узкие рамки индивидуального опыта и широко применять нейропсихологиче ские методы в научно-исследовательской работе для оценки эф­фективности лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий и медико-педагогической практики. Вопрос о на­дежности получаемых в нсйропсихологическом эксперименте данных решается главным образом сравнительным анализом ре­зультатов группы разнородных проб и обнаружением в них об­щих признаков, укладывающихся в единый синдром.

Таким образом, представляется, что основные требования, которым должен удовлетворять набор нейропсихологических проб для решения топико-диагностических задач в неврологи­ческой, нейрохирургической и психиатрической клиниках, со­стоят в следующем:

  1. Необходимы избирательная надежность и валидность ме­тодов исследования тех высших психических функций, наруше­ния которых могут иметь место при локальных поражениях мозга. Иными словами, набор должен содержать минимально необходимое количество проб, адекватных для исследования речи, гнозиса, праксиса, специальных видов памяти и т. д., ха­рактеристика нарушений которых позволяет оценить их топико-диагностическую значимость в динамике лечения.
  2. Методики должны быть доступны для выполнения любому взрослому[1] (практически здоровому испытуемому), для чего желательна их предварительная стандартизация на нормативных данных, включая и относительно малообразованных людей. (Сложные пробы могут использоваться индивидуально с учетом преморбидных особенностей и культурного уровня больных).
  3. В набор следует включать задания, направленные на вы­явление нарушений высших психических функций различной степени тяжести, не только выраженных и умеренно выражен­ных расстройств, по и слабовыраженпых, которые часто не удается обнаружить при обычном клипико-пепхологпческом ис­следовании. Для этого необходимы пробы, содержащие ряд сенсибилизированных приемов исследования для выявления топких, слабо структурированных нарушений речи, гнозиса, праксиса, памяти и т. д.
  4. Результаты исследования, полученные с помощью нейро­психологических проб и заданий, должны быть пригодны для сравнительной характеристики нарушений высших психических функций и их динамики в процессе восстановительного лечения и реабилитации больных. Это может быть достигнуто относи­тельно стандартной процедурой исследования и оценивания.
  5. Оценка степени выраженности расстройств высших кор­ковых функций (квантификация) ие должна препятствовать ос­новному принципу нейропсихологического исследования — каче­ственному, структурному анализу синдрома.

 

Нейропсихологическое исследование, как и любое другое ме­дико-психологическое исследование, надо строить с учетом ин­дивидуальных особенностей больного, демонстрируя его успехи и психотерапевтически сглаживая неудачи. В соответствии с этими требованиями в основе предлагаемого нами стандарти­зованного набора нейропсихологических методик лежат субте­сты, отобранные за 15 лет научно-практической работы в Инсти­туте им. В. М. Бехтерева как наиболее адекватные и валидные для решения топико-диагностических задач. Одни из них давно и хорошо известны (пробы Поппельрейтера, Хеда, Н. И. Озерец-кого, А. Р. Лурия и некоторые другие). Другие пробы применя­ются многие годы преимущественно ленинградскими нейропси-хологами. Часть методических приемов исследования пред­ложена известными зарубежными нейропсихологами [Milner В., 1958, 1967; Kimura D., 1961, 1966; Benton А., 1968; Finley D. et al., 1978; Ley K. et al., 1979] и адаптированы в Институте им. В. М. Бехтерева. Наконец, ряд субтестов методики впервые разработан для целей топической диагностики при локаль­ных мозговых поражениях нейропсихологами Института им. В. М. Бехтерева, Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова АН СССР в содружестве со спе­циалистами по теории информации и распознавания образов.

Все субтесты набора нейропсихологических методик пред­варительно стандартизованы на нормативном материале. Об­следование группы практически здоровых взрослых испытуемых в возрасте от 16 до 68 лет (различного образовательного уро­вня) показало, что практически предлагаемые пробы выполня­ются ими успешно.


_______________________________

[1] Вопрос о создании специального набора нейропсихологических проб для детской нейропсихиатрической клиники пока остается открытым.

нейропсихологические тесты – предыдущая | следующая – профиль успешности

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика