canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нейропсихологические тесты используются в нейропсихологической диагностики. Многие клинические и медицинские психологи используют в своей практике нейропсихологические тесты.

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

По мере развития клинической неврологии, нейрофизиологии и научной   психологии   трансформировались   и представления о значении симптомов нарушения высших психических функций для понимания их мозговой организации. Теория динамической локализации функций, представление о системной деятельности мозга явились фундаментом для развития клинической нейро­психологии. Большой вклад в это внес А. Р. Лурия — один из основоположников отечественной нейропсихологии. В моногра­фии «Высшие корковые функции человека» (1962, 1969) им при­водятся основные принципы нейропсихологической диагностики, обоснование и описание большого числа нейропсихологических методов исследования (многие из которых предложены автором и его учениками).

Ряд известных нейропсихологических приемов в нейрохирур­гической клинике разработан В. Milncr (1958, 1967), D. Kimura (1961)  , A. Benton (1968) и др. Однако описанные В. Milner и другими авторами нейропсихологические тесты использовались главным образом для выявления расстройств высших психиче­ских функций в результате хирургического лечения фокальной эпилепсии и опухолей головного мозга. Применение их в пред­операционной топической диагностике потребовало особенно тщательного сопоставления с данными других, более валидных и надежных для этой цели экспериментальных заданий. В ней­ропсихологических исследованиях применяются также пробы  Н. Н. Трауготт (1959), В. К. Эрфипской (1960), В. М. Коган (1962), Е. П. Кок (1967), И. Н. Трауготт и С. И. Кайдаповой (1975) и других авторов. Проникновение в нейропсихологию идей и методов кибернетики, теории информации и распознава­ния образов послужило основанием для экспериментальных ис­следований, в результате которых разработаны и вошли в диаг­ностическую практику многие принципиально новые методичес­кие приемы исследования, помогающие обнаружить топкие, сла­боструктурированные дефекты затылочных, теменно-затылочпых и височных областей доминантной и субдоминантной по речи гемисферы [Мсерсон Я- А., 1972, 1975, 1980; Тонконогий И. М., 1973; Вассерман Л. И. с соавт., 1974, 1981, и др.]. В целях топиче­ской диагностики локальных поражений мозга стали широко применяться специальные технические устройства и аппаратура, что значительно повысило объективность и надежность экспе­риментальных данных [Вассерман Л. И. с соавт., 1981].

Весьма актуальными являются вопросы разработки оценоч­ных шкал в нейропсихологических исследованиях, т. е. поиск оп­тимальных вариантов квантификации и стандартизации методов топической диагностики. Описание способов оценки степени вы­раженности расстройств высших психических функций (главным образом при афазиях) мы встречаем в работах В. М. Когана (1962), L. Vignolo (1964), Е. П. Кок (1965), A. Benton (1965), В. Orgass (1969), Э. С. Бейн и П. А. Овчаровой (1970), Л. Г. Столяровой (1973), С. А. Дорофеевой (1973), В. Я. Ре­пина (1974), Л. И. Вассермана с соавт. (1974, 1977), Л. С. Цвет­ковой с соавт. (1977, 1981) и других авторов. При всей разно­видности методических подходов к ранжированию и оценке рас­стройств речи и других высших функций мозга упомянутые работы могут рассматриваться как позитивный коллективный опыт в поисках адекватных методов восстановительного обу­чения больных и оценки его эффективности в зависимости от клинических, индивидуально-личностных и социально-психологи­ческих факторов, учет которых, как показывают исследования [Шкловский В. М. с соавт., 1981], и определяет успех реабилита­ции больных в целом.

Таким образом, клиническая нейропсихология располагает большим количеством разнообразных эмпирических приемов ис­следования, которые разрабатывались различными авторами на протяжении многих десятилетии. Использование этих приемов в большинстве своем не ограничивается стандартными услови­ями эксперимента и оценки успешности их выполнения. Диагно­стические алгоритмы достаточно субъективны и во многом за­висят от индивидуального опыта исследователя. Естественно, что нейропсихолог должен отчетливо представлять себе тс синд­ромы, которые возникают при различных по локализации пора­жениях мозга и располагать достаточным набором методических приемов для получения надежных в топико-диагностическом от­ношении данных. По количество нейропсихологических проб, адекватных целям индивидуальной диагностики в клинических условиях должно, с нашей точки зрения, ограничиваться рам­ками определенной схемы. В свое время А. Р. Лурия (1969), определяя основные принципы нейропсихологического исследова­ния, отмечал лимит времени проведения эксперимента в кли­нике локально-органических поражений мозга. Это связано в первую очередь с быстрой пстощасмостью внимания больных, снижением их умственной работоспособности и т. п. Поэтому при всем многообразии конкретных методических приемов ис­следования важно придерживаться определенной схемы экспе­римента, не избегая при этом оказывать помощь испытуемому в процессе решения им более сложных задач. Следует помнить, что способ преодоления ошибок испытуемым, его отношение к неудачам также могут оказаться значимыми в топико-диагно-стическом отношении.

высшие психические функции – предыдущая | следующая – топический диагноз

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика