Приемы психологической защиты должны помогать преодолению психотравмирующих воздействий. В психоаналитической литературе описаны такие неосознаваемые приемы, как «вытеснение» из области сознания неприемлемых тягостных представлений; «проекция» — приписывание другим лицам своих собственных отрицательных черт или помыслов; «вымещение»— перенос своих стремлений к действию с объекта, на котором они неосуществимы, на другой объект, где возможна их реализация; «сублимация»— переключение своих недозволенных импульсов на одобряемую социальными нормами деятельность; «фиксация»— автоматическое повторение случайного действия, послужившего однажды для избавления от страдания; «рационализация»— снижение ценности объекта, в отношении которого невозможно реализовать свои стремления, и др. Нетрудно видеть, что все такие приемы представляют отказ от реальной действительности для избавления от страданий в виде неосознаваемых уловок. При этом, как тонко заметил Т. Шибутани (1969), защищается, строго говоря, «не столько биологический организм, сколько собственное представление о самом себе», человек охраняется «от понимания определенных факторов, касающихся его личности»[1]. Признавая явления психологической защиты важной и реальной стороной психической жизни людей, Ф. В. Бассин (1971) вместе с тем указывает, что основным недостатком психоаналитической трактовки понятия психологической защиты является то, что последняя рассматривается как механизм, используемый только как средство предотвращения грозных клинических последствий конфликта «Я» с неизменно якобы враждебным ему «бессознательным». В противоположность этому, автору психологическая защита представляется и как нормальный механизм, присущий здоровым людям, используемый не только при конфликтах сознания и бессознательного, но и при столкновении вполне осознаваемых эмоционально насыщенных установок. С этим можно согласиться.
Хотя распространенные в давние времена разного рода защитные ритуалы (навязчивые действия, заклинания, ношение амулетов и др.) не являлись неврозами, т. е. болезнями, но в случаях, когда страхи и тревога переходили за предел человеческой выносливости, возникали первно-психические расстройства, принимавшие форму истерических эпидемий, проявлявшихся особенно ярко в бессодержимости в средние века в Западной Европе и в «кликушестве» среди русских женщин в дореволюционных селах. Подобные расстройства представляли собой патологическую форму защиты от жестоких условий жизни. В наше время научно-технического прогресса, ускорения темпов жизни и повышенных эмоциональных нагрузок в развитых странах вновь растет число неврозов и пограничных с ними состояний, но не в прежних примитивных формах, а порой в малоотличимых от практического здоровья. Поэтому ныне стали особенно актуальными вопросы их профилактики и лечения, и оживился интерес к мерам психологической защиты. По сути своей многие проявления современных неврозов также представляют собой одновременно и тягостные расстройства, и патологическую форму психофизиологической защиты, облегчающей в какой-то мере состояние больных. Сюда относятся, в частности, ритуальные действия при неврозе навязчивости или разнообразные выпадения функций у больных истерией. По нашим наблюдениям [Зачепицкий Р. А., 1972], например, при истерическом нижнем парапарезе больные обыкновенно с удивительным спокойствием лежат в постели, как бы отрешенные от волнений, вызвавших это нарушение, но у них возникает тревожное состояние, когда в процессе лечебных воздействий начинают восстанавливаться движения в ногах, если одновременно не достигается продуктивное разрешение породившего невроз конфликта. К числу патологических форм пассивной психологической защиты относится и отмеченная психоанализом так называемая «регрессия»— соскальзывания на более примитивный уровень поведения или мышления (например, пуэрилизм, псевдодеменция и др.)- Как указывают В. М. Воловик и В. Д. Вид (1975), отрицание психически больными своего заболевания, выглядящее как отсутствие критики, нередко оказывается способом неадекватной защиты. В соматической клинике нередко наблюдаемая фиксация пациента в роли больного также представляет собой пассивную форму защиты, затрудняющую лечение. Но у людей и животных существуют и более эффективные активно-оборонительные пути предупреждения или преодоления болезни. Так, например, среди приведенных В. Е. Рожновым и М. Е. Бурно (1978)[2] ярких описаний различных типов психологической защиты одни носят характер пассивных реакций. К ним относятся: «ощущение нереальности происходящего (деперсоналнзационно-дереалнзационныс явления)»; «аффектогенно возникающая способность не давать себе отчета в переживаниях, способность вытеснять из сознания травмирующие моменты, сужение сознания вплоть до сомнамбулизма», «астенический вариант психологической защиты»; «стремление отрешиться от забот, уйдя в «первобытное» состояние, «растворяясь» среди природы. Другие из приведенных авторами типов зашиты стоят на границе между пассивной и активной реакциями. Это —«бессознательное стремление „растворить” свое душевное напряжение в различных выразительных движениях и действиях», и уже явно активную реакцию представляет выделяемая авторами «злобно-агрессивная (дисфори- ческая) защита». Ю. С. Савенко (1974), называя описанные им 7 типов защитных приемов механизмами психологической компенсации, прямо подразделяет их на пассивные и активные. А. С. Прангишвили и соавт. (1978), наряду с вниманием к проблеме психологической защиты, стали подчеркивать также зависимость течения болезни от активного отношения больного к своему страданию, собственному внутреннему миру и ко всей окружающей его объективной среде.
[1] Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1969,
с. 252.
[2] Рожнов В. Е., Бурно М. Е. Учение о бессознательном и клиническая психотерапия: постановка вопроса.— В кн.: Бессознательное, природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. II, с. 346—353.
самоутверждение – предыдущая | следующая – физиология активности
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание