Другой причиной, побуждающей ввести термин ИПР, является то, что дети с отклонениями в психическом развитии часто относятся к числу неуспевающих учеников в школе. Это ставит вопрос о возможных причинах школьной неуспеваемости и способах ее коррекции. Особенно актуален данный вопрос в отношении детей младшего школьного возраста, когда результаты коррекционной работы могут быть высокими.
В литературе часто не разводят понятия «школьная неуспеваемость» и «неспособность к обучению», связанную с расстройством овладения школьными навыками. И школьная неуспеваемость, и неспособность системами, и отдельными компонентами этих систем. Это в свою очередь может стать одной из причин школьной неуспеваемости.
Факторы, связанные с биологическими условиями психического развития, также могут стать причиной школьной неуспеваемости. Наличие в онтогенезе ребенка минимальных повреждений нервной системы, которые были в последующем компенсированы, приводит к другому варианту формирования структуры психических функций, о котором говорилось выше. В формирование психических функций включаются компенсаторные механизмы, и это приводит к иной (измененной по сравнению с нормативной) организации их структуры, а также к снижению продуктивности.
Снижение продуктивности психических функций в рассмотренных случаях не связано с выраженной патологией мозга или психики ребенка и может быть компенсировано при соответствующей работе с ребенком. Как отмечает Т. В. Ахутина, «норма отличается от не нормы возможностью компенсации функциональных слабостей» (Ахутина Т. В., 1998. – С. 201).
Можно предположить, что ведущей причиной сохранения отклонений в развитии психических функций у детей с ИПР является ослабленное действие средовых, в частности социальных, факторов.
Предрасположенность к ненормативному развитию, обусловленная как неблагоприятными биологическими, так и средовыми причинами, может быть элиминирована благополучной социальной ситуацией развития и впоследствии не примет патологических форм. Это было показано в целом ряде исследований, о которых говорилось ранее.
Так, дети людей, постоянно тратящих деньги на развлечения и культурные мероприятия (например, посещения театров и выставок), отличаются от своих сверстников лучшим физическим и психологическим здоровьем.
К такому выводу пришли американские ученые из Медицинского колледжа Огайо. Группа исследователей под руководством доктора Мари Роджерс сравнила ежегодные расходы на развлечения и искусство в различных округах США с различными показателями здоровья их жителей и обнаружила, что наиболее четкая связь прослеживается между этими расходами и числом здоровых детей в семьях. Так, в наиболее «культурных» округах, где каждый житель ежегодно тратил на отдых в среднем 2000 долларов, абсолютно здоровыми врачи признали более 80 % детей. В самых бедных округах, где владельцы театров и выставок получали не более 50 долларов с человека в год, доля здоровых детей не превышала 20-25 %.
По мнению ученых, обнаруженная ими связь между расходами на отдых и культурный досуг и здоровьем детей еще раз подтверждает теорию о значении психологического окружения для состояния здоровья человека. Исследователи предполагают, что если семья может позволить себе регулярные посещения театров, музеев и спортивных мероприятий, то в ней создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая нормальному развитию ребенка.
Наоборот, неблагоприятная социальная ситуация развития может привести к закреплению и усугублению имеющихся отклонений.
Характерно, что дети с иррегулярностью психического развития в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу минимальности и парциальности изменений в психических функциях.
Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности — обучению — создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняющий последующее полноценное усвоение школьной программы.
Не менее важно отметить, что у детей с ИПР в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых, недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте, психических функций.
Такая декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и позднее — в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в деятельности систем организма, обусловленные половым созреванием. Одновременно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает влияние смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования самосознания и т. п.
Все эти факторы могут привести у детей с ИПР к снижению уровня функционирования «слабых» звеньев психических функциональных систем и возникновению трудностей обучения именно на этом возрастном этапе. Следует отметить, что в группу риска при этом могут попасть дети, ранее справлявшиеся с учебной программой.
Анализ возможных причин школьной неуспеваемости является одной из актуальных задач нейропсихологии детского возраста, особенно если учитывать тот факт, что лишь 50 % детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет, к моменту поступления в школу (Сафонова Т. Я. и др., 1995).
16.5. Нейропсихологические аспекты других видов индивидуальных различий
Очевидно, что отклонения от нормативных для соответствующего возраста показателей могут происходить не только в негативную сторону (минус симптомы). Индивидуальные показатели психического развития могут быть выше нормативных для определенного возраста. В отдельных случаях это, вероятно, может свидетельствовать о более высоких, опережающих темпах формирования функциональных систем. Возможно, что указанные варианты развития связаны с рано проявляющимися специфическими способностями ребенка, с одаренностью, и это ставит вопрос о нейропсихологическом подходе к исследованию одаренности.
Такие исследования проводились учениками Е. Д. Хомской. В частности, изучалась связь профиля латеральной организации (отражающего индивидуальные особенности структурно-функциональной организации нервной системы) с математической одаренностью. Было показано, что для математически одаренных подростков характерно преобладание левосторонних признаков в профиле латеральной организации (Лукьян- чикова Ж, А., 2006).
Наконец, экспериментальные данные свидетельствуют о половых различиях в структурно-функциональной организации мозга и психики детей (Кэхилл Л., 2005). В частности, такие исследователи, как В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (1998), выступают с предложением создать новую науку, нейропедагогику, главной целью которой была бы помощь педагогике в решении ее задач с учетом индивидуальных особенностей функциональной организации мозга у мальчиков и девочек. Они полагают, что мозг у мальчиков и девочек различается по ряду морфофункциональных характеристик, это проявляется в разных особенностях его созревания, психического развития детей, которые следует учитывать и в разных программах обучения. Такая работа уже проводится: в Москве существует школа с раздельным обучением мальчиков и девочек.
иррегулярность психического развития – предыдущая | следующая – синдромы несформированности
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста