canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Пониженное самоуважение и трудности общения. Юноши с пониженным самоуважением.

III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития (пониженное самоуважение)

Изучая условия формирования и функции самоуважения большой группы американских старшеклассников 15—18 лет, М. Розенберг нашел, что юноши с пониженным самоуважением характеризуются также неустойчивостью образа «я»; они обыч­но склонны «закрываться» от окружающих, представляя им ка­кое-то «ложное лицо» («представляемое «я»). С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «ма­ску» перед людьми»—юноши с низким самоуважением согла­шались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого са­моуважения. Это происходит из-за того, что юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои подразумеваемые слабости, но необходимость «играть роль» вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напря­женность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ра­нимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их личность. Они болезненно реагируют на критику, смех, пори­цание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изо­ляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуваже­ния человека, тем более вероятно, что он страдает от одино­чества.

Пониженное самоуважение и трудности общения снижают также социальную активность личности. Юноши с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в общест­венной жизни, реже занимают выборные должности и т. д. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с не­обходимостью руководить или подчиняться, а также предполага­ющих дух соревнования. Даже поставив перед собой определен­ную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

Степень расхождения реального и идеального «я», опреде­ляющая общий уровень самоуважения, зависит от целого ряда условий. На одном полюсе стоят подростки и юноши, у которых низкое самоуважение и преувеличенно критическое отношение к себе связано с невротизмом и склонностью к депрессии. Зани­женная самооценка выражает в этом случае, если воспользовать­ся психиатрическими терминами, «агрессию, направленную на себя». И здесь учитель, как никто другой, может оказать эмо­циональную поддержку старшекласснику, помочь ему разо­браться в своих переживаниях, не преувеличивать значение кон­фликтов, которые через неделю будут забыты. Иногда для этого достаточно дать юноше просто «выговориться». Эффектив­ным способом повысить самоуважение является незаметное включение школьника в такую деятельность, в которой он смо­жет проявить свои сильные стороны и получить, таким образом, подтверждение своей человеческой ценности.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуваже­нии. Несовпадение реального и идеального «я» вполне нормаль­ное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е. К. Матлиным сочинениях десятиклассников, опи­сывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критиче­ских высказывании, чем у пятиклассников. Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР. Чаще всего старшеклассники жалуют­ся на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т. п., а также на такие недостатки, как капризность, ненадеж­ность, обидчивость.

Расхождение реального и идеального «я»— функция не толь­ко возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых под­ростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе припи­сывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями. То же — у бо­лее творческих людей, у которых гибкость и независимость мыш­ления часто сочетаются с недовольством собой, повышенной ра­нимостью и т. д. Дневники и личные документы многих великих людей, например Л. Толстого, также свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

Рефлексивная самокритика творческой личности и понижен­ное самоуважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и вы­бор настолько высокого образца, что по сравнению с ним налич­ные достижения и свойства «я» кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального «я» разреша­ется в деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Этот конфликт развертывается на основе сильного «я», которое может ставить себе сложные задачи, и в этом проявляется мера самоуважения. Наоборот, типичная черта невротика—слабое «я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, «вырождается в самодовольное нянчанье ин­дивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» [1]. Признание и даже гипертрофия собственных недостатков слу­жат здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а сред­ством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до пол­ного «выключения» из реального мира.

Зная поведение воспитанника, круг его интересов, его способ­ность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима, каково бы ни было ее место в школь­ной программе), вдумчивый учитель всегда сможет оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соот­нося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы.

В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности. Одни старшеклассники четко ориентированы на дея­тельность; даже если основная сфера их деятельности еще не определена, такие юноши отличаются выраженной потребностью в достижении, умением ставить перед собой конкретные цели, распределять и планировать свое время. Другие живут главным образом воображением; мир их фантазии и мечты часто плохо сочетается с практической жизнью. Третьи пассивно плывут по течению, ориентируясь преимущественно на удовлетворение сво­их сегодняшних потребностей в общении, эмоциональном ком­форте, и не слишком задумываются о будущем. Четвертые увле­каются всем понемногу.

Педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми вы­росшими, но еще не взрослыми, информированными, но еще не компетентными, увлекающимися, по еще не увлеченными [2]. Не­которая поверхностность — не недостаток, а возрастная черта ранней юности.

_________________________________________________________________________________

[1] Гегель. Философия духа. — Соч. М., Госполитиздат, 1956, т. III, с. 26.

[2] См.: Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопре­деления. M., Знание, 1977, с. 60.

самоуважение – предыдущая | следующая – возрастные различия

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика