canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Самоуважение личности. Высокое и низкое самоуважение.

III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития (самоуважение)

Склонность девочек видеть себя более интроспективными и чувствительными подтверждается и другими данными, например сравнением дневников юношей и девушек. Не говоря о том, что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплош­ной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более раз­нообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуаль­ные увлечения и интересы авторов, их практическая деятель­ность; эмоциональные переживания описываются юношами бо­лее скупо и сдержанно.

Существенно различаются и ретроспективные описания «трудного возраста» юношами и девушками. Юношеские само­описания более динамичны, акцент в них делается на появле­нии новых интересов, видов деятельности и т. п. Девичьи само­описания более субъективны и говорят в основном об испыты­ваемых чувствах, чаще отрицательных.

Однако самосознание и самооценки юношей и девушек силь­но зависят от стереотипных представлений о том, какими долж­ны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою оче­редь, производны от исторически сложившейся дифференциа­ции половых ролей. Без учета социальных условий половые различия в поведении и самосознании понять нельзя.

В исследованиях и тестах, основанных на самоотчетах, жен­щины обычно выглядят более тревожными и чаще испытываю­щими страх, чем мужчины. В то же время объективное (с по­мощью КГР) измерение эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывает, что половые различия в этих случаях не­велики. Сопоставляя эти факты с тем, что традиционная муж­ская роль запрещает мальчику испытывать страх, психологи предполагают, что мальчики просто подавляют или утаивают часть своих не соответствующих идеалу «маскулинности» чувств и переживаний, тогда как девочки говорят о них открыто (не­даром мальчики имеют более высокие показатели по контроль­ным шкалам «лжи» и «психологической защиты»). Поэтому, хотя девушки считают себя более тревожными, чем юноши (это само по себе существенно — в конце концов, именно по­давляя страх, изгоняя его из своего сознания, юноша становит­ся смелым), объективная картина неясна.

Еще труднее делать широкие обобщения относительно уров­ня активности, соревновательности, доминантности и послушно­сти мальчиков и девочек. Многие психологи считают, что пер­вые три качества в большей мере свойственны мальчикам, а четвертое — девочкам. Однако очень многое зависит здесь от воз­раста, содержания деятельности, стиля воспитания и т. д. Пас­сивность и зависимость, которые раньше считались биологиче­скими свойствами женщины, не универсальны и соотносятся не столько с биологией, сколько с соответствующей системой со­циальных половых ролей. Тем не менее некоторые половые осо­бенности самосознания весьма устойчивы и обнаруживаются в разных социально-культурных средах. Так, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-под­ростки нередко переоценивают свои способности и свое положе­ние среди сверстников, не любят признавать свои слабости и не­достаточно прислушиваются к информации, которая противоре­чит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны. Такой защитный механизм (игнорируя инфор­мацию, противоречащую его образу «я», юноша защищает свое самоуважение) кажется иррациональным, но в какой-то мере он способствует формированию внутренней установки на самостоя­тельность. «Пробиваясь» сквозь эту линию защиты, убеждая старшеклассника, что он в чем-то себя переоценивает, воспита­тель ни в коем случае не должен подрывать юношескую систе­му самооценок, так как это сделало бы ученика беззащитным и зависимым. Характерно, что мальчики, притворяясь, в отличие от девочек, безразличными к реакции окружающих, в то же время значительно больше хвастаются, что-то «изображают», рисуются ради внешнего эффекта. Это свойство, усиливающее­ся от детства к отрочеству, наблюдается у мальчиков в различ­ных культурных средах.

Одна из самых важных дифференциально-психологических характеристик личности — ее самоуважение, т. е. обобщенное отношение личности к самой себе. Высокое самоуважение озна­чает, что человек «принимает», уважает себя, положительно от­носится к себе; низкое самоуважение означает острую неудов­летворенность собой, презрение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

Самоуважение — весьма устойчивая и важная черта, тесно связанная с остальными свойствами личности. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддают­ся внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Имеются данные о наличии связи между само­уважением личности и отношением ее к другим людям: чело­век, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе кор­релирует с неприязненным и недоверчивым отношением к дру­гим людям.

половые различия – предыдущая | следующая – пониженное самоуважение

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика