12. Понимание логико-грамматических структур или отношений между предметами. Большинство проб этой серии предложено А. Р. Лурия. Приводим некоторые из них: понимание флективных отношений: покажите, пожалуйста, ключ—ручкой; ручку—ключом; ручкой — ключ; ключом — ручку и т. д. Понимание отношений между предметами, выраженных предлогами и наречиями: положите ручку под книгу; положите книгу на ручку; положите ручку выше книги и т. д. Дополнительно можно использовать пробы па понимание так называемых атрибутивных, инвертированных или сравнительных конструкций (но А. Р. Лурия), например: одно ли это и то же: «отец брата и брат отца» и др. Правильно ли я говорю: «Солнце освещается землею?» и др. Какой карандаш более длинный? менее длинный и др.
13. Понимание проб Хеда. Покажите, пожалуйста, указательным пальцем руки — пос; указательным пальцем левой руки -правый глаз; указательным пальцем правой руки -левое ухо и нос; указательным пальцем правой руки — левый глаз н пос и т. д., причем для усложнения пробы можно менять также и палец. Эта проба нередко используется для экспресс-диагностики различных клинических вариантов афазий прямо у постели больного. Выявляемые с помощью пробы нарушения зависят не только от понимания логико-грамматических конструкций, но и от удержания речевого ряда, ориентировки в правом—левом, сохранности номинативной функции слова н т. д.
14. Понимание ситуативной речи исследуется обычно во время предварительной беседы с больным, а также отчасти при исследовании спонтанной и диалогической речи, понимании ряда инструкций, предшествующих выполнению других заданий.
15. Фонематический анализ. Исследуется обычно так называемый количественный и качественный анализ фонем в словах; например, требуется сказать, из какого числа букв состоят слова: окно, работа, самолет, микроскоп, полководец или другие одно-, двухсложные, многосложные слова. Качественный анализ фонем в словах выполняется обычно по условно-рефлекторной методике, предложенной В. К- Орфинской: если произносится слово, в котором есть звук «с», больной должен поднять руку; при отсутствии в слове звука «с» поднимать руку не надо. Первые несколько слов обычно произносятся с усилением нужной фонемы, например: сстол, ззабор, лошадь, мороз, весна, пуговицы, ресницы, циферблат, автобус, рукавица, рассказ, электростанция. В других вариантах опытов можно также предъявить больному ряд изображений предметов, из которых он может выбрать те, в словесном обозначении которых встречаются заданные фонемы (см. рис. 3). Для исключения роли артикуляции в фонематическом анализе и синтезе испытуемому предлагают при выполнении задания зажать язык между зубами.
При анализе и оценке особенностей импрессишгой речи обращается внимание главным образом на адекватное восприятие звуков речи, дифференци-ровку близких по звучанию гласных и согласных, их комплексов, оппозиционных фонем, понимание значений слов и коротких фраз, стойкость значения слова в зависимости от объема удержания ряда, «отчуждения смысла слова», когда больной, правильно повторяя отдельные слова, не может их соотнести со значением, как бы «отчуждая» название предмета от его смысла, сохранность схемы тела, способность удержать в памяти относительно длинное предложение и т. д. Особенности нарушения фонематического анализа и синтеза важно учитывать также при анализе расстройств письма и чтения.
III. Письмо представляет собой особую форму экспрессивной речи, и начинается исследование обычно со списывания букв и слов с предъявляемого образца, например:
16. Списывание отдельных букв или фразы, состоящей из слов, написанных буквами разных шрифтов: «Сегодня хорошая погода» (рис. 4). При этом образец может постоянно находиться перед испытуемым или убираться через 5—6 с. Обращается внимание па четкость, с которой больной воспринимает и воспроизводит существенные признаки букв, и не заменяет ли списывание «рабским» копированием.
17. Исследование двигательных стереотипов — запись автоматизированных энграмм: собственное имя, фамилия, название родного города.
18. Письмо букв под диктовку, например: А, И, У, К, П, Щ.
19. Письмо простых и более сложных фонетически слов иод диктовку, например: дом, весна, работа, самолет, экватор, кораблекрушение.
20. Составление тех же слов из отдельных букв (разрезной азбуки или кубиков), при этом сравнивается, одинаковы ли трудности в выполнении заданий — написать или сложить слова из отдельных букв. В последнем случае устраняются трудности, возникающие при нарушении двигательных навыков письма.
21. Письмо фраз под диктовку, например: «Я иду в кино»; «Завтра будет хорошая погода»; «Войсками командовал выдающийся полководец» и т. п. Пробы на письмо слогов, слов и фраз под диктовку выполняются либо с проговариванием, либо при «выключении» артикуляции — язык зажат между зубами.
22. Самостоятельное письмо. Написать 2—3 фразы на заданную тему (квартира, работа и т. п.). Последняя проба направлена на исследование собственно письменной речи больного. Анализ ошибок при этом аналогичен тому, что проводится при исследовании развернутой повествовательной речи.
понимание речи и слуховых значений – предыдущая | следующая – чтение и счет
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание