Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

5. Называние (номинативная функция речи) также иссле­дуется в нескольких сериях опытов: называние реальных пред­метов (например, часы, карман, ремешок, циферблат) или дру­гих предметов, окружающих больного, называние частей тела (употребляемых чаще и реже в обыденной речи): глаз, колено, локоть, подбородок, ресницы, переносица, скула и др.; называ­ние изображений предметов (рис. 3)—утюг, топор, булавка, самовар, трубка, якорь, зонт, пила, ножницы, пистолет, сабля, циркуль. На рис. 3 изображены предметы, словесные обозначе­ния которых встречаются как достаточно часто, так и относи­тельно редко. Этот же набор можно использовать для исследо­вания возможности нахождения больным категориальных наз­ваний предметов (классификация): например, пила, топор, клещи — инструменты и т. д. В дополнение к этой пробе можно исследовать называние качеств или действие с предметами.

В этой серии проб обращается внимание главным образом на поиск больным нужного названия, помогает ли при этом под¬сказка первых 1—2 фонем или контекст, характер встречаю¬щихся   парафазии   (вербальных  или  литеральных), разница в назывании окружающих предметов и частей тела, с одной стороны, и изображений предметов — с другой.

При анализе выполнения заданий, направленных на оценку экспрессив­ной речи, учитываются такие важные элементы, как темп речи, ее мелодиче­ские характеристики (эмоциональная выразительность), тенденции к логорее, плавность речи — напряжение, запинание, затруднение приступа к слову, ар-тикуляторные искажения и поиски артикуляции, способность плавного пере­хода от одной артикулемы на другую, особенности парафазии (вербальные или литеральные), лабильность литеральных парафазии. Все обнаружен­ные нарушения тщательно анализируются и сопоставляются с дефектами письменной речи. Ряд проб на экспрессивную речь могут быть оценены и с точки зрения понимания речи и словесных значений.

II. Понимание речи и словесных значений.

6. Различение изолированных гласных звуков и их серий. Проба предложена Н. Н. Трауготт и выполняется по условно-рефлекторной методике: испытуемый поднимает руку при про­изнесении «а» и не поднимает при произнесении «у» и т. д. В каждой из представленных серий положительным стимулом является первый по порядку: а—у—у—а—у—a; ay—уа—ау— уа—уа: ауо—аоу—оау—оау—ауо—уоа—ауо и т. д.

7. Дифференцирование близких по звучанию слогов, слов и звукосочетаний. Выполняется по той же методике, что и пре­дыдущая: да—та—да—да—та—та; коса — коза — коза — ко­са— коза — коса; лобата — ломата — лопата — лобата — лопада — лопата и т. д. Эта проба и другие известные пробы из этой серии направлены па исследование фонематического слуха.

8. Понимание отдельных слов. Вначале предлагается пока­зать предметы, окружающие больного. Покажите, пожалуйста (делается пауза): стол, окно, дверь, часы, авторучку, выклю­чатель, люстру и т. д.

9. Сохранение смысла слов в условиях нагрузки исследуется затем в качестве более трудного задания. При этом предлага­ется многократное повторение группы из одних л тех же слов или их серий. При нарушении понимания слов возникает «от­чуждение» их значения. Покажите, пожалуйста (делается па­уза): глаз — ухо — нос — ухо — глаз — нос; ухо — глаз, пос — ухо, глаз — нос; глаз — нос — ухо; ухо — глаз — пос; нос — ухо, глаз.

10. Удержание речевого ряда: перед испытуемым раскла­дывают карточки с 12 изображениями предметов (рис. 3). Вна­чале набор закрыт. Называются 4 предмета, затем, открыв на­бор, просят больного их показать. В таком виде опыт повто­ряют 3 раза. Если испытуемый не справляется с заданием, то опыт проделывают с серией из 3 изображений и т. д. Если за­дание с 4 изображениями выполняется, то продолжать исследо­вание нет необходимости. Рекомендуется перед каждым новым предъявлением менять порядок расположения карточек в на­боре для того, чтобы исключить влияние местоположения изо­бражения на удержание речевого ряда. Эта проба может слу­жить также примером методического подхода для исследова­ния узнавания значений слов по их следам.

11.  Понимание простых команд и предложений: закройте глаза; покажите язык; поднимите и опустите руку; возьмите карандаш и дайте его мне и т. д., но не более трех последо­вательных действий в одном предложении.

экспрессивная речь – предыдущая | следующая – письмо

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание