Изучение этого аспекта ответов по Роршаху может пролить дополнительный свет на диагностические возможности метода. Возможно, «интуитивный» малоформализованный подход некоторых клиницистов частично основан на неосознанном учете такого частотного своеобразия. Нами созданы специальные таблицы, диагностическая суть которых заключается в следующем — более вероятно, что больной будет чаще выбирать те образы, которые особенно типичны для той диагностической группы, к которой он принадлежит, и, наоборот, он обычно избегает те образы, которые очень редки в этой группе. Проиллюстрируем суть этого подхода на приведенных выше примерах. Вероятность увидеть на карте II в ее поперечном положении «животного» при шизофрении равна 0,06 (т. е. соответствует частоте 6 %), а при неврозах — 0,24; вероятность увидеть на карте III в ее перевернутом положении «насекомое» при шизофрении равна 0,09, а при неврозах — 0,24. Если больной на карте II видит «животное», а па карте III — «насекомое», т. е. избирает образы, чаще встречаемые при неврозах, то более вероятно, что он страдает неврозом, а не шизофренией. Этот подход пока представляется механистическим, но по своей сути апеллирует к глубинным образным структурам, возможно, составляющим субъективную основу перцептивного взаимодействия со средой; поскольку в целом карты плохо приспособлены к подобному анализу, предлагаемый подход является дополнительным к основному анализу по Роршаху. Вместе с тем в нем находит частичное воплощение одна из основных современных тенденций развития метода Роршаха — объединение структурно-формального и содержательного подходов.
Психолог может выбрать различный план анализа и интерпретации данных, полученных проективными и пепроективиыми методами в зависимости от теоретических позиций, которых он придерживается, или разработать свой метод анализа. Он может пользоваться различными системами, даже если авторы метода руководствовались психоаналитическими принципами, так как сами по себе проективные методы позволяют лишь получить сведения от испытуемого и отметить его реакции, связанные с действием объективных раздражителей. Применение этих методов вовсе не преследует целей заменить врача или психолога и методы клинической диагностики. Если этими методами пользуются специалисты, имеющие клинический опыт и достаточную натренированность в их применении, они могут получить ценные ориентировочные сведения. Более полные данные могут оказаться в руках клинициста, если он будет пользоваться одновременно и другими методами, направленными на изучение личности. Все ответы должны анализироваться с учетом индивидуального опыта человека, зависящего от пола, возраста, образования, уровня интеллекта, культурных и общественно-политических условий страны, в которых живет испытуемый. В отношении достоверности данных, получаемых при использовании проективных методов, следует учитывать, что они являются преимущественно эвристическими. Они позволяют представить, как испытуемый, вероятно, действовал бы при подобных обстоятельствах, или то, что от него можно было бы ожидать (это он знает или так думает) в таких ситуациях. Используя такую гипотезу, психолог может проверить ее другими методами клинического и экспериментально-психологического исследования. В связи с вопросом о стандартизации описываемых методов исследования надо отметить, что массовая ориентировочная типизация нужна, но осуществима только приусловии использования экономичных приемов. Когда жизнь ставит перед психологией задачи массового ориентировочного исследования, для решения этих задач может быть применен стандартизованный метод, но он оказывается недостаточным при изучении индивидуальных случаев. Хотя стандартизация является важной при оценке полученных данных, по она не всегда может быть применена к экспериментальным приемам исследования личности, в особенности при пользовании проективными методами. Многими исследователями подчеркивается, что стандартизация не может быть применена к проективным методам потому, что показания больных больше оцениваются и классифицируются, чем измеряются, и потому, что их трудно стандартизировать. При изучении личности необходимо глубокое исследование. Поэтому симптоматическая диагностика с помощью описанных методов должна дополняться патогенетической. Правильный диагноз личности может быть осуществлен только па основе синтеза симптоматических данных с патогенетическими. Такой синтез является и основой прогноза, и основой практических рекомендаций. Патогенетический анализ предполагает знание анамнеза и в индивидуальном плане требует углубленной экспериментальной беседы с больным. Рассмотренные здесь методы с успехом применяются в ряде психологических лабораторий пашей страны. Важно, чтобы использовались приемлемые варианты их адаптации и модификаций и давалась интерпретация с позиций материалистической психологии. Необходимо также, чтобы были определены формы и границы их обоснованного применения, и тогда они займут свое место в ряду других экспериментально-психологических приемов для исследования личности. Эти методы позволяют подойти к ориентировке в сложных свойствах личности, с трудом поддающихся точному исследованию. Отрицать их, однако, было бы так же ошибочно, как и отрицать некоторые лабораторные методы по мотивам их элементарности. Лабораторные методы уступают проективным в смысле глубины и полноты охвата личности и ее актуальных проблем, но превосходят их с аналитически-методической точки зрения. В сложной проблеме исследования личности на современном уровне каждый из психологических методов имеет свои преимущества и недостатки. Задача психолога-исследователя и психолога-практика— в умелом комбинировании их сообразно целям исследования.
Р-ответы – предыдущая | следующая – тест интеллекта WAIS
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание