Яндекс.Метрика

Глава 7. Исследования интеллекта

Исследования нарушений познавательной или интеллекту­альной деятельности, прежде всего мышления, памяти и вни­мания, а также восприятия и представления, речи и праксиса издавна составляют сферу деятельности «патопсихолога», т. е. психолога, работающего в психоневрологической клинике. Спе­цификой его работы в этом случае является то, что он исполь­зует свои особые методические приемы в помощь врачу с целью получения дополнительных данных для дифференциального диагноза, анализа дефекта или тех или иных нарушений ин­теллектуальной деятельности, оценки степени интеллектуаль­ного снижения во время трудовой, военной или судебной экс­пертизы, оценки эффективности терапии и т. п. Отечественная патопсихология накопила достаточно большой опыт, основан­ный преимущественно на данных качественного анализа выпол­нения ряда психологических заданий больными с различными психическими и неврологическими заболеваниями. Они описаны во многих статьях и в обобщающих работах Б. В. Зейгарник (1962), А. Р. Лурия (1969), С. Я. Рубинштейн (1970), Ю.Ф.По­лякова (1974), В. М. Блейхера (1976) и др.

Вместе с тем применение стандартизованных методов иссле­дования интеллекта, позволяющих дать не только качествен­ную, но и количественную оценку и сопоставить нарушения различных функций в общей структуре интеллекта, а также применить к результатам психологического обследования сов­ременные методы математической обработки в целях диффе­ренциальной диагностики, является у пас делом относительно новым; опыт использования этих методов освещен лишь в от­дельных статьях. Поэтому позволим себе небольшой объем этой главы посвятить описанию и опыту применения одного из наиболее известных и распространенных в мире тестов ин­теллекта— WAIS, предложенного американским клиническим психологом D. Wechler (1955). В основу разработки WAIS («Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых») была положена определенная совокупность различных психологиче­ских методик. Сам Векслер не является автором большинства из них. Чаще всего это модификации известных приемов для исследования отдельных сторон интеллектуальной деятельности, издавна применявшихся психологами и клиницистами. Многие из них (повторение цифр в прямом и обратном порядке, обоб­щение понятий, толкование пословиц и др.) охотно исполь­зуются психиатрами при клиническом обследовании больного. Тестовая «батарея» Векслера WAIS включает 11 различных заданий-субтестов, из которых 6 являются вербальными (они оцениваются по ответам испытуемого), а 5 — невербальными (эти задания оцениваются по результатам выполнения — мани­пулирования с невербальным материалом).

Приводим эти субтесты в обычном порядке их предъяв­ления.

  1. Общая осведомленность. Субтест состоит из вопросов, касающихся самых разнообразных сведений. Он дает представление о запасе знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, культурных интересах и образованности испытуемого. Вот несколько примеров вопросов этого суб­теста разной степени трудности: «При какой температуре кипит вода?», «Кто написал „Фауста”?», «Где находится Египет?»
  2. Общая понятливость. Ответы на вопросы этого субтеста характери­зуют практическое мышление, суждения испытуемого, касающиеся его жи­тейского и социального опыта, социальные оценки и здравый смысл. При­меры таких вопросов: «Что Вы будете делать, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с надписанным адресом и маркой?», «Что бы Вы сделали, если бы в кино или театре первым заметили дым или огонь?», «Почему люди, которые родились глухими, обычно не могут говорить?» Не­сколько вопросов этого задания требуют толкования пословиц. Ответы оце­ниваются в зависимости от полноты и степени обобщения. Понимание сути явления, т. е. для чего совершаются определенные действия или почему они имеют место, важнее при оценке этого задания, чем хорошая вербализация.
  3. Арифметика. Задания этого субтеста представляют собой арифметиче­ские задачи разной степени трудности, которые следует решать в уме, опе­рируя условиями и числами, требующими не сложных вычислений или спе­циальных навыков, но сообразительности и быстроты, так как время решения ограничено. Задание требует также концентрации внимания, поскольку усло­вие может быть повторено только один раз, причем время на повторение вопроса включается в лимит времени, отпущенного на задачу. Примеры та­ких задач: «Из 18 руб. человек израсходовал 7 руб. 50 коп. Сколько у него осталось денег?» «Костюм I сорта стоит 60 руб., а II — на 15% дешевле. Сколько стоит костюм II сорта?». При оценке учитывается и время решения.
  4. Сходства. Субтест включает вопросы-задания, требующие установле­ния общности двух различных понятий, от близких между собой, например «апельсин и банан», до более отдаленных («яйцо и зерно», «похвала и нака­зание»). Это задание, связанное с понятийным вербальным мышлением, на­правлено на определение уровня логических абстракций, которые необхо­димы для его выполнения. При оценке учитывается, сумел ли испытуемый найти адекватный, общий для обоих понятий существенный признак, родо­вое по отношению к двум приводимым видовым понятиям.
  5. Повторение цифр. Задание на воспроизведение испытуемым вслед за экспериментатором все возрастающих рядов цифр сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Каждый отдельный ряд цифр имеет два варианта, чтобы в случае неудачи предоставить испытуемому вторую попытку, так как задание требует большой концентрации внимания и подвержено как внешним, так и внутренним помехам. Выполнение этого задания характери­зует объем кратковременной памяти.

патогенетический анализ – предыдущая | следующая – субтесты

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание