canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нравственный опыт старшеклассников. Формирование нравственного опыта.

VIII. 3. Становление морального сознания (нравственный опыт)

Противопоставление сознания и поведения, «внутреннего» и «внешнего» в этом случае, как и в других, бессмысленно. «Произвольное поведение, происходящее в условиях конфликта противоположно направленных мотивационных тенденций, опосредствуется внутренним планом дей­ствия, в котором и происходит перестройка мотивационной сфе­ры субъекта. В результате ведущим побуждением становится именно то, в направлении которого субъект сознательно хочет действовать». Однако чисто интеллектуальное взвешивание всех «за» и «против» неспособно совершить такую перестройку, так как сам интеллектуальный план оказывается либо на­цело блокированным более сильным непосредственным моти­вом, либо процессы рассуждения и взвешивания идут в направ­лении поддержки непосредственно более сильного мотива» [1].

Активная жизненная позиция, предполагаемая коммунистической нравственностью, не может быть выработана только лек­циями о морали. Сущность нравственности раскрывается в поступках и формируется поступками же. «Принципиальная мораль» требует от индивида не только наличия устойчивых прин­ципов, формирование которых предполагает определенный уро­вень умственного развития, но и готовности поступать в соответствии со своими принципами, принципиальности как личностного качества.

Исследования Л. И. Божович и ее сотрудников показывают, что направленность личности, в том числе нравственная направленность, закладывается задолго до юношеского возраста. При этом имеет значение как содержание преобладающей мотива­ции, т. е. является ли она общественно-коллективистической или лично-эгоистической, так и ее сила, то, насколько эта мотивация проявляется в конфликтных ситуациях.

Московский педагог М. М. Ящекко, изучавший проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников, обратил внимание на то, что поведение старших школьников в новых сложных ситуациях прямо зависит от наличия у них опыта разрешения аналогич­ных ситуаций. Новая проблема всегда так или иначе сопостав­ляется с прошлым опытом человека, и чем более личным явля­ется этот опыт, тем сильнее его влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более важна, чем та, которую он наблюдал со стороны пли о которой он узнал от других (потому-то реальное поведение людей часто резко отличается oт того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях).

Большое значение имеют конфликтные ситуации, которые не только выявляют уже существующую нравственную направ­ленность личности, но и формируют ее нравственный опыт.

Школьные конфликты нередко кажутся взрослым частными, несущественными. Но эти конфликты имеют свою моральную сторону, и способ их разрешения формирует нравственное пове­дение личности в большей степени, чем самые возвышенные по­учения. Последствия отрицательного нравственного опыта исправить еще труднее, чем опыта учебного.

В юношеском возрасте морально-этические проблемы встают особенно остро. Старшеклассник значительно чаще подростка принимает самостоятельные решения и по более серьезным вопросам. Кроме того, свойственное юности стремление к обобщениям и оценкам заставляет ее видеть не только конкретные последствия, но общий нравственный смысл поступков и ситуа­ций. Младший подросток, негодуя по поводу несправедливой оценки или нарушенного обещания, фиксирует внимание в ос­новном на непосредственных результатах события («Ну вот, те­перь в кино не пустят!»). Старшеклассник ставит их в связь с общими принципами поведения («Неужели все так поступа­ют, и есть ли вообще на свете справедливость?»).

Наконец, активизация деятельности самосознания побуждает юношу обращать морально-этические вопросы и к себе. Част­ный случай (спасовал в неожиданной ситуации, струсил, под­дался нажиму и т. п.), который подросток постарается поскорее выбросить из головы и забыть, у старшеклассника вызывает сложную рефлексию, чувство вины, угрызения совести. Оценка своих нравственных качеств — один из важнейших аспектов юношеского образа «я».

По сравнению с подростком юноша не просто более самостоятелен, но сама самостоятельность понимается им иначе. Как пишут Л. И. Рувинский и А. Я. Арет, для подростка независимость — самоцель. На вопрос: «Что значит найти в жизни свое место?»— подросток отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». Юноша ответит на тот же вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по сво­им силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами». Стремление к самоутверждению сме­няется, таким образом, более реалистическим и критическим самоанализом и самовоспитанием.

Подростки и юноши живо интересуются методами самовоспитания. Характерен горячий отклик, который встретило опуб­ликованное «Комсомольской правдой» письмо 16-летнего Сер­гея Д. из Ярославля, предложившего провести «всесоюзный двухнедельник самовоспитания». В этом предложении и вызванной им редакционной почте, как в капле воды, отразились также противоречия юношеского самосознания и недостатки воспитательной работы взрослых.

_________________________________________________________________________________

[1] Божович Л. И., Славина Л. С, Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. — Вопр. психологии, 1976, № 4, с. 66.

конвенциональная мораль – предыдущая | следующая – самовоспитание

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым в Москве.

 

 

Яндекс.Метрика