canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Конвенциональная мораль - ориентация на внешние нормы поведения. Определение конвенциональной морали.

VIII. 3. Становление морального сознания

Развитие морального сознания у ребенка рассматривается в современной психологии в двух аспектах – когнитивном и мотивационном.

Почти все психологи и философы выделяют в развитии нравственного сознания три главных уровня: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений, конвенциональную мораль, ориен­тирующуюся на внешние нормы поведения, и, наконец, автоном­ную мораль, т. е. ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Иначе говоря, сначала ребенок ориентируется на «внешнее» начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказа­ний и получать поощрения; свои поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощря­ется). Затем «внешняя» система правил и норм интериоризирует- ся: ребенок старается вести себя хорошо главным образом из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании определенного порядка. «Хорошее» осознается сначала как то, что одобряют значимые для ребенка люди (роди­тели, учителя), а затем как то, что соответствует определенным правилам. Понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных пред­писаний все еще воспринимается как нечто внешнее, формаль­ное; это ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда некоторая неустойчивость поведения ребен­ка, его зависимость от внешних влияний.

С развитием абстрактного мышления личность вырабатывает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззрен­ческую основу. Поскольку ценность и значение этих принципов уже не зависят от частных жизненных ситуаций, смены груп­повой принадлежности и т. п., то и в осуществлении их человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть.

Таким образом, с одной стороны, происходит обобщение иде­алов и норм поведения, которые освобождаются от связи с конк­ретными ситуациями и лицами, а с другой — общие идеалы и формальные принципы индивидуализируются, складываясь в единый образ своего «морального «я» («Здесь я стою и не мо­гу иначе»), которое становится психологически автономным.

Переход к более высокому этапу морального сознания необ­ходимо предполагает достижение индивидом определенного уровня интеллектуального развития. Уже Л. С. Выготский свя­зывал развитие морального сознания и самосознания ребенка с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие экспериментальные исследования, в частности работы Л. Колберга, не только подтверждают наличие такой связи, но и дока­зывают, что переход от конвенциональной морали к автономной начинается именно в юности.

Психологи давно уже обратили внимание на внутреннюю противоречивость юношеского морального сознания, в котором ригоризм и категоричность оценок странным образом уживают­ся подчас с демонстративным скепсисом и сомнением в обосно­ванности многих общепринятых норм. Такая противоречивость объясняется, если взять психологическую сторону вопроса, имен­но интеллектуальными трудностями. В отличие от ребенка, при­нимающего правила поведения на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность, но он еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой соб­ственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо­ральному релятивизму: если все относительно, значит все до­зволено, все, что можно понять, можно оправдать, и т. д. По­добные рассуждения кажутся циничными и на самом деле могут перерасти в моральный нигилизм. Однако воспитатель дол­жен различать подлинный цинизм, который проявляется преж­де всего в поведении, и мучительный для самого старшеклассни­ка поиск обобщающего принципа, «символа веры», с помощью которого он мог бы соединить и логически обосновать частные правила поведения, которые представляются ему проблема­тичными.

Целенаправленное этическое воспитание, разъяснение проб­лем и принципов морали в общем виде или на конкретных при­мерах жизни, литературы повышают уровень морального сознания юношей и девушек, помогают им глубже понять, взвесить и оценить жизненные ситуации. Недаром у старшеклассников так велик интерес к лекциям и диспутам на морально-этиче­ские темы.

Интеллектуальное развитие — необходимое, но недостаточное условие роста морального сознания. Решающее значение име­ет собственный опыт личности, ее деятельность, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравствен­ные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с кото­рой эти проблемы соотносятся, формируется прежде всего в ходе практической деятельности ребенка и его общения с окру­жающими людьми. Поведение личности зависит не только от то­го, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от психологической готовности к тому или иному действию. Формиро­вание внутренних моральных инстанций, «морального «я», с которым индивид соотносит свои мотивы и поведение, — результат совместного расширения круга действий и ответственности, раз­вития интеллекта, эмоций и воли, происходящего в ходе прак­тической деятельности личности.

профессиональная ориентация – предыдущая | следующая – нравственный опыт

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым в Москве.

 

 

 

Яндекс.Метрика