Яндекс.Метрика

Нормы

От культуры к культуре нормы варьируются очень сильно, и может быть наиболее показательным примером в этом отношении является контраст между Соединенными Штатами и Индией.

В таблице 4-1 представлен ряд ситуаций нарушения норм (из тридцати девяти), использованных в кросс-культурных исследованиях этих двух культур. Ситуации представлены в порядке ранжирования воспринимаемой

————————————————————————————————–

Далее ксерокс таблицы 4-1 из книги на стр. 102 и перевод обозначений:

  1. На следующий день после смерти отца старший сын обрезал себе волосы и съел цыпленка.
  2. Один из членов вашей семьи регулярно ест мясо.
  3. Один из членов вашей семьи регулярно на ужин ест конину.
  4. Вдова в вашей общине ест рыбу два или три раза в неделю.
  5. Спустя шесть месяцев после смерти своего мужа, вдова надела ювелирные украшения и яркую одежду (вдова).
  6. Женщина приготовила рис и стала ждать, чтобы съесть блюдо вместе со своим мужем и его старшим братом (женщина).
  7. Женщина готовит еду для всех членов своей семьи и спит со своим мужем в менструальный период (женщина).
  8. После очищения кишечника женщина не сменила свою одежду перед началом приготовления еды.
  9. У мужчины была бесплодная жена. Он хотел иметь двух жен. Мужчина спросил об этом первую жену, и она ответила, что согласна. Он женился на второй женщине, и они втроем жили счастливо в одном доме (мужчина).
  10. Однажды дочь доктора познакомилась с мусорщиком, влюбилась в него и решила выйти за него замуж. Отец  девушки был против свадьбы и пытался ее предотвратить, т.к. жених дочери был мусорщиком. Не смотря на противодействие отца, девушка все же вышла за негозамуж (мужчина)
  11. Таблица 4-1. Перечень суждений в порядке воспринимаемой «серьезности нарушений»  общепринятых норм по оценкам детей индуской касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет.
  12. 12.                         Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.

——————————————————————————————————————-

«серьезности нарушения» по оценки индусских детей из касты брахманов в возрасте от 8 до 10 лет (Shweder et al., 1990, стр. 165). Достойно внимания отметить, что наиболее серьезные случаи, такие как 1 и 2, почти не рассматриваются как нарушение норм в Соединенных Штатах. Только девятый случай (бигамия) в США считается серьезным нарушением норм. Для изучения реакций людей на эти ситуации Швейдер с коллегами (1990) использовал вопросы, представленные в таблице 4-2.

Многие истории, которые считаются серьезными нарушениями норм в Индии, не являются таковыми в США, и наоборот. Например, взрослые американцы и пятилетние дети согласованно ранжировали серьезность нарушений в 39-ти историях (коэффициент корреляции 0.85). Но взрослые американцы и индусы (неприкасаемые) ранжировали их по-разному (коэффициент корреляции  0.29). Вместе с тем, большой круг респондентов из разных социальных слоев ранжировали эти ситуации согласованно. Например, коэффициент корреляции у взрослых представителей касты брахманов  и неприкасаемых составлял 0.70. Другими словами, каждая культура имеет свою точку зрения в оценке этих 39-ти событий.

————————–

Далее ксерокс таблицы 4-2 со стр. 103 книги и перевод обозначений:

  1. Является ли неправильным рассматриваемое поведение?
  2. Насколько серьезным является нарушение норм поведения?

(а) нет нарушения

(б) небольшое нарушение

(в) нарушение средней тяжести

(г) очень серьезное нарушение

3. Является ли это грехом?

4. Допустим, никто не узнает о совершенном деянии, поскольку это сделано скрытно и секретно. Будет ли в этом случае рассматриваемое поведение считаться правильным?

5. Не считаете ли вы наилучшим вариантом, если бы все люди на земле следовали (правилу, высказываемому носителем языка, информантом)?

6. Люди в (название соответствующего общества) постоянно совершают  поступки, (противоположные  общепринятому поведению, высказываемому носителем языка, информантом). Будет ли (название соответствующего общества) наилучшим местом, чтобы они прекратили делать это?

7. Допустим, подавляющее число людей в (название соответствующего общества) захотели бы (изменить существующие нормы поведения). Согласились бы вы на это?

8. Считаете ли вы, что человека, делающего (рассматриваемое поведение), следует остановить или каким-то образом наказать?

9 -. Таблица 4-2. Стандартные вопросы.

10. – Источник: Каган и Ламб, «Возникновение морали у маленьких детей». Перепечатано с разрешения издателя. Издательство Чикагского университета.

————————————————————————————

В социальной литературе обсуждаются  специальные виды норм. Во-первых, есть народные обычаи, свойственные определенной социальной группе (нравы), такие как специфические способы что-то делать ( например, организовывать воскресные фермерские распродажи-ярмарки на главной площади). Во-вторых, есть общенародные обычаи, т.е. общепринятые способы что-то делать в обществе (например, просить руки женщины на брак). В-третьих, существуют запреты (табу) на определенные виды поведения (например, не есть свинину). Наконец, есть законы, которые вводятся в действие государственной властью или иными выборными органами.

Нормы необходимы для контроля поведения. Они во многом выполняют ту же функцию, что и дороги для транспорта. Если бы не было дорог, люди водили бы автомобили там, где им захочется и где вообще может проехать машина. Дороги обеспечивают безопасность и движение по правилам.

 

ожидания – предыдущая  |  следующая – роли

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление