3. Проективный рисунок. Функцией проективного рисунка также является предоставление дополнительного материала о проблемах отдельного пациента. Так же как и методика разыгрывания ролевых ситуаций и психогимнастика, проективный рисунок способствует выявлению и пониманию трудно- вербализуемых проблем и переживаний. Занятие строится следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно цветные карандаши или краски) и рисует на заданную тему. Темы рисунка могут касаться как индивидуальных, так и внутригрупповых проблем: какой я есть, каким я хотел бы быть, каким кажусь окружающим, моя семья, моя работа, мои родители, я среди людей, мое представление о невротике и здоровом человеке, самая большая трудность, самое приятное или самое неприятное воспоминание или переживание (какого-либо определенного периода, например детства, или жизни вообще) моя главная проблема, что мне нравится и что не нравится в людях, три желания, «остров счастья», жизнь без невроза, мой любимый герой, моя группа, мое положение в группе, кто-либо из членов группы и т. д.
На рисование отводится 30 мин. Затем все рисунки вывешиваются па доске, и группа начинает по очереди их обсуждение. Сначала все члены группы говорят о том, что хотел изобразить автор, как они понимают его рисунок, а затем говорит автор данного рисунка. Обсуждаются также возникшие расхождения в интерпретации рисунка группой и самим рисовавшим. При интерпретации рисунка обращается внимание на его содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в разных рисунках особенности. В рисунках находят непосредственное выражение восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, говорящий, что он является главой семьи и доволен своим положением, которое он занимает в семье, рисует на тему «Моя семья» яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и себя самого, лежащего на кровати, причем себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок в гораздо большей степени отражал истинную ситуацию, а главное — истинные переживания пациента по поводу занимаемого им положения в семье.
Может использоваться и другой вариант проективного рисунка, когда вся группа рисует сообща одну картину. В этом случае обсуждаются также участие каждого члена группы в общей работе, характер его вклада в общую деятельность и особенности взаимодействия группы. Такая форма проективного рисунка стимулирует развитие в группе сотрудничества и активного взаимодействия членов группы друг с другом, выявляет структуру лидерства и роли членов группы. Можно также с этой целью использовать лепку (пластилин или глина) и в варианте индивидуальной, и в варианте совместной групповой деятельности.
4. Музыкотерапия. При рецептивном (пассивном) варианте музыкотерапии занятия строятся следующим образом: пациенты прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, затем обсуждают эмоции, чувства, переживания, воспоминания и мысли, которые возникли при прослушивании музыки. На одном занятии прослушиваются, как правило, три музыкальных произведения или три более или менее законченных музыкальных отрывка (каждое произведение длится примерно 10 мин). Программы для занятий составляются с учетом различной эмоциональной «нагрузки» музыкальных произведений. Первое произведение должно создавать определенное настроение для всего занятия, определенную атмосферу, оно, как правило, спокойное, отличающееся расслабляющим действием, не слишком напряженное. Второе произведение несет основную нагрузку. Оно более динамичное, драматичное, его функция — стимулировать интенсивные эмоции, переживания, воспоминания. После прослушивания этого музыкального произведения группа обсуждает те переживания, воспоминания, ассоциации, эмоции, которые возникли у пациентов в ходе прослушивания музыки. Третье произведение должно снять возникшее напряжение, оно может быть спокойным, расслабляющим либо, наоборот, энергичным, дающим заряд оптимизма, энергии, бодрости.
Музыкально образованный психотерапевт или психолог могут также стимулировать в процессе музыкотерапии собственную активность пациентов, давая задания подобрать музыкальные произведения, наиболее соответствующие их эмоциональному состоянию, или же музыкальное произведение, по их мнению более всего соответствующее состоянию какого- либо пациента. Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов (колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр.). Пациентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, психогимнастики, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Пациент выбирает себе музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог. Обсуждение здесь идет тем же образом, что и при проведении других вспомогательных техник. Кроме перечисленных вспомогательных приемов, в процессе групповой психотерапии могут также использоваться такие методики, как хореотерапия, или танцы, пение. Их целью является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для психотерапевтического функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создания сплоченности, формирования сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.
психогимнастика – предыдущая | следующая – терапевтическая среда
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание