canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Молодежная мода. функции молодежной моды.

V. 3. Спонтнные группы и свободное общение (молодежная мода)

Возьмем хотя бы внешний вид. Молодежная мода, будь то одежда или прически, часто вызывает нарекания и раздраже­ние взрослых. Но, как уже говорилось, конфликты этого рода были всегда. Дело не только в разнице вкусов отцов и детей, а в том, что дети хотят отличаться от старших, и легче всего это сделать именно с помощью внешних аксессуаров. Одежда и весь внешний облик человека есть не что иное, как способ коммуникации, посредством которого человек информирует окру­жающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусах и т. д.

«Знаковая» функция молодежной моды прекрасно показана в повести У. Пленцдорфа (ГДР) «Новые страдания юного В.», герой которой Эдгар Вибо сочинил целый гимн джинсам, зани­мающим важное место в его жизни. Джинсы — самые благород­ные штаны на свете! Эдгара просто оскорбляет, когда к ним «примазываются» старики: «Джинсы надо с толком носить. А то натянут и сами не понимают, что у них на ляжках. Терпеть не могу, когда какой-нибудь двадцатипятилетний хрыч втиснет свои окорока в джинсы, да еще на талии стянет. Это уж финиш. Джинсы — набедренные штаны! Это значит, они должны быть узкими и держаться просто за счет трения… В двадцать пять лет этого уже не понять… Вообще, джинсы — это весь чело­век, а не просто штаны» [1].

Эта «джинсовая философия» кажется смешной, как и душев­ная «драма» старшеклассника, которого чуть не силой тащат в парикмахерскую. Но юноша видит в джинсах или длинных волосах некий символ своей индивидуальности. Странно, конеч­но, утверждать индивидуальность стремлением выглядеть, «как все». Тот, кто умнее, не может не заметить этого противоречия.

«Я часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего? — спрашивает себя 16-летний москвич.— Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, т. е. непохожи на «других». Но при этом, как две капли воды, похожи «друг на друга». Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой во­сторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам…»

Желание как-то выделиться, привлечь к себе внимание свой­ственно людям любого возраста. Взрослый, сложившийся чело­век делает это незаметно, он использует и свое общественное положение, и свои трудовые достижения, образованность, куль­турный багаж, опыт общения и многое другое. У юноши, кото­рый только начинает жить, социальный багаж, равно как и уме­ние его использовать, гораздо беднее. Вместе с тем, встречаясь с новыми людьми, он гораздо чаще взрослого оказывается имен­но в ситуации «смотрин». Отсюда — особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания.

Сказанное вовсе не значит, что взрослые должны привет­ствовать любые эксцессы и безвкусицу молодежной моды. Но управлять модой можно только конструктивно, создавая и пред­лагая молодежи новые, более совершенные и отвечающие ее запросам модели и образцы, а не административными гонения­ми. Требовать же от юноши, чтобы он вообще не равнялся на моду, не придавал значения внешности и не стремился отли­чаться от старших, по меньшей мере наивно.

То же можно сказать и относительно молодежного арго. Умиляющее взрослых детское словотворчество отличается наив­ной, яркой образностью. Юношеское словотворчество чаще вос­принимается взрослыми как коверкание языка. Вводимые под­ростками термины грубы, подчеркнуто условны, сплошь и ря­дом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовав­ший, кстати сказать, во все времена, выполняет весьма важные коммуникативные функции.

Юность всегда торопится, поэтому в ее языке много сокра­щений, экономящих время и позволяющих (иногда в ущерб яс­ности) одним словом передать несколько значений. Многие слова изобретаются специально для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения; такие сло­ва непереводимы. Юность высокоэмоциональна и в то же вре­мя застенчива, сдержанна в выражении чувств. Отсюда — иро­ничность молодежного арго, нарочитая грубость, заимствование словечек из блатного лексикона, эмоциональная остраненность (родителей называют «предками», сверстника — «стариком»). Эта хитрая словесная игра служит также средством отделения «своих» от «посторонних» и укреплепия столь ценимой юно­шами возрастно-групповой солидарности. Некоторые из арготиз­мов с течением времени усваиваются взрослыми, проникают на страницы литературных произведений, после чего обычно выходят из моды у молодежи, изобретающей что-то новое.

«Юношеский жаргон — явление многослойное. Его костяк образует совокупность слов и выражений, которые употребля­ются практически всеми ребятами этого возраста. Второй слой образуют слова и выражения, специфические для отдельных групп юношей. Как показывают исследования, жаргон части старшеклассников, преимущественно в больших городах, в зна­чительной степени состоит из «англицизмов», юноши из малых городов и сельской местности употребляют немало вульгариз­мов, их словарь пополняется также за счет блатной лексики. И, наконец, третий слой образуют слова и выражения, специ­фические для различных социально-демографических слоев юношества» [2]. Как отмечают исследователи, жаргон разных групп старшеклассников отличается и по своей экспрессивной окраске, которая в одних случаях более агрессивна, груба, в других — несколько юмористична.

которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной.

_________________________________________________________________________________

[1] Пленцдорф У. Новые страдания юного В. — Иностр. лит., 1973, № 12, с. 166.

[2] Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопреде­ления. М., Знание, 1977, с. 28.

юношеская субкультура – предыдущая | следующая – спонтанные группы

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога по семейным проблемам в Москве.

Яндекс.Метрика