canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Юношеская субкультура и уличное общение. Особенности юношеской субкультуры.

V. 3. Спонтнные группы и свободное общение

Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых чело­веческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовы­вается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское обще­ние поначалу неизбежно экстенсивно, оно требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлеж­ность к компании повышает уверенность подростка в себе и да­ет ему дополнительные возможности самоутверждения.

Структура стихийных групп общения и степень их сплочен­ности во многом определяются уровнем развития взаимоотно­шений между юношами и девушками. У подростков первичны­ми ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек; затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию; позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек. На основе взаимной привязанности, еще позже, годам к 19—20, такие пары становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компа­ния распадается или отходит на задний план. Разумеется, эта схема не универсальна, она имеет много вариантов.

В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин, привязанность к ней сохраняется и под­держивается даже после возникновения смешанной компании и появления «своей» девушки. Наряду с ранее сложившимися микрогруппами и парами, компания может включать в себя индивидов, не имеющих таких контактов, — для них особенно важна принадлежность к компании в целом. Расширение сферы взаимодействия мальчиков и девочек в детстве может сильно сократить продолжительность первых фаз развития, тогда раз­нополая компания возникает не из слияния двух относительно автономных однополых групп, а почти сразу же на межинди­видуальной основе.

Хотя разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Меняются и привилегированные места встреч. У под­ростков это чаще всего свой двор или своя улица; старшекласс­ники переориентируются на какие-то узловые точки в центре района или города, местный «Бродвей» или «стометровку»; за­тем, по мере роста материальных возможностей и дифференциа­ции самих компаний, встречи переносятся в какие-то излюблен­ные общественные места и, наконец, в домашние условия.

Однако разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологиче­ским потребностям. Например, «стометровка» позволяет «людей посмотреть и себя показать» в максимально неформальной об­становке, без заранее продуманного плана и материальных затрат. Юноша жаждет новых знакомств, приключений, пережи­ваний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокой­ство гонит его прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмо­сферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного — вот прямо сейчас, за ближайшим поворотом должно произойти что-то зна­чительное: интересная встреча, важное знакомство… Большей частью эти ожидания не сбываются — приключение тоже надо уметь организовать — и все-таки на следующий вечер ноги сами несут туда, где люди.

И уличное общение, и спонтанные юношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. В социологи­ческой литературе убедительно показана ошибочность и несо­стоятельность буржуазных концепций, противопоставляющих образ жизни и социальные установки молодежи образу жизни взрослого общества, от которого эта молодежь зависит и на которое она так или иначе всегда ориентируется. Но из этой критики вовсе не вытекает, что юношество вообще не отличает­ся от старших и что эти различия не заслуживают внимания. При всей ее расплывчатости юношеская субкультура имеет несколько постоянных компонентов: специфический набор цен­ностей и норм поведения, вкусы, формы одежды и внешнего ви­да; чувство своей групповой общности и солидарности; харак­терную манеру поведения, способы общения, ухаживания и т. д.

Подростки и юноши очень хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде. Многие юноше­ские увлечения и причуды обычно краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая свою «новизну», часто доволь­но тривиальны по содержанию. Взрослым трудно понять, как могут развитые, неглупые старшеклассники придавать такое большое значение покрою штанов, длине волос или писать пись­ма протеста в редакцию газеты, напечатавшей критическую за­метку о манере исполнения полюбившегося им певца. Но эти моды и причуды надо рассматривать не изолированно, по их ре­альной социальной или эстетической ценности, а в социально-психологическом контексте юношеского восприятия.

В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвы­чайно важное для формирующейся личности чувство принад­лежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть, «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода—сред­ство самовыраоюения: юношеский стиль претендует на уникаль­ность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отли­чие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм. Далее, юношеская мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прически) или слышимые (язык, музыка) знаки слу­жат молодому человеку средством показать, кто он такой, и рас­познать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкуль­туры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

стихийные группы – предыдущая | следующая – молодежная мода

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.

Яндекс.Метрика