При развитии заболевания не исключено формирование адекватного варианта ВКБ, который регулируется личностью. Иногда же структура ВКБ приобретает автономность, становится доминирующим образованием и дезорганизует поведение. Причиной развития такого варианта ВКБ может быть бессознательное вытеснение ее элементов, иногда с развитием тревоги, если болезнь представляет особую ценность для личности. Можно говорить о нозогностической информации по данному заболеванию. Канал для восприятия этой информации, как правило, открыт. Существуют пороги нозогностической информации, которые зависят от самочувствия, внушаемости, самовнушения, общей тревожности, состояния функциональных систем и т. д. Эти пороги в конечном итоге регулируются системой интрацентральных отношений мозга. Таким образом, существуют двойная детерминация и регуляция нозогностических порогов: нейрофизиологическая (церебральная) и психологическая (личностная и социально-психологическая). Структуры ВКБ имеют определенные пороги (социальные, психологические, нейрофизиологические). Физиологические пороги определяются режимом работы мозга, психологические— интерперсональными отношениями и статусом личности.
И врачу, и медицинскому психологу полезно изучать внутреннюю картину болезни и учиться оптимизировать ее, а иногда принимать активное участие в формировании ВКБ, притом не только реальной, по иногда и мнимой ВКБ, например у лиц с тяжелыми интеркуррентными заболеваниями с целью облегчения психического состояния. Адекватно сформированные с помощью врача модели прогноза и модели ожидаемых результатов лечения выступают как важнейший фактор оптимизации психического и общего состояния больного на всех этапах лечения. Соответствующие психотерапевтические возможности и воздействия должны быть построены на основе реального прогноза возможных лечебных результатов и побочных эффектов лечения у данного больного. По мере поступления новой информации по ходу лечения необходимо осуществлять психотерапевтическую коррекцию этой модели, а также модели полученных результатов лечения. Эти модели должны находиться под пристальным вниманием врача, поскольку они могут использоваться для оптимизации общего и эмоционального состояния больных.
Затянувшаяся болезнь требует некоторой психотерапевтической перестройки структуры личности больного. Изменение состояния организма в связи с заболеванием становится порой важнейшим объектом внимания больного, оттесняя все остальное на задний план. При выздоровлении все жизненные программы и цели восстанавливаются или перестраиваются, а все, что было связано с болезнью, утрачивает свою актуальность, и модель ВКБ тускнеет, теряет свою активную роль, но сохраняется в памяти как важнейший нозогностический жизненный опыт, используемый в последующем при новых заболеваниях.
Общий методический подход к изучению ВКБ. Уже при первой встрече с больным в процессе беседы можно получить некоторое впечатление о его внутренней картине болезни. Однако нужно затратить немало времени и труда, чтобы уточнить конкретную структуру ВКБ у данного больного па данном этапе заболевания. С этой целью применяются различные методики: беседа, наблюдение, клинико-психологнческие и нейрофизиологические исследования. Среди них основное место занимает подробный расспрос больного. Требуется большое умение правильного проведения беседы и сбора информации о ВКБ. Прежде всего следует выяснить, что и па каком этапе развития заболевания заставило больного обратиться к врачу: дискомфорт, тревога за состояние здоровья, невозможность трудиться или желание получить больничный лист и т. д. Если больной длительно не обращался за медицинской помощью, то нужно иметь в виду, что для этого могут существовать различные причины, которые необходимо выяснить.
Критерии, которые используются больным для оценки и прогнозирования развития симптомов, зачастую отличаются от объективных медицинских критериев. Прежде всего надо обратить внимание на язык больного, с помощью которого он описывает свое заболевание. Вопрос о его языке, в котором отражается ВКБ, является важным, так как врач и больной могут говорить на разных языках, в которых много слов с одинаковым звучанием, по с различным значением, что исключает взаимопонимание. Поэтому анализ ВКБ должен обязательно включать оценку адекватности описания больным своего состояния. Речь больного зависит от уровня развития, образования, общей культуры, профессии, знания медицинских терминов, умения анализировать, личностных особенностей. Медицинскими терминами, как правило, пользуются лица, имеющие медицинское образование. Обычный язык — описание заболевания без представления о нем; например, больной говорит «болит живот», но как и почему — не может объяснить. Парамедицинский язык точно отражает, «что и где болит», при этом частично используются медицинская терминология или житейскне представления для описания реальных синдромов. Мета-медицинский язык — описание болезненных явлений без осознанного понимания сущности синдрома, с употреблением медицинских терминов, концепций, но не реальных, для объяснения :аболевания. Здесь могут встречаться конфабуляции, навязчивые и Доминирующие представления. Понимание ВКБ и психотерапевтический контакт возможны тогда, когда врач и больной говорят на одном языке.
Во время беседы врач или психолог прежде всего получают информацию о модели ведущих симптомов. Один и тот же синдром оказывается осознанным больным, с одной стороны, и не осознанным — с другой. Проявления болезни могут не осознаваться по разным причинам: в результате сознательного или неосознанного игнорирования; при отсутствии информации о ней; вытеснения другими источниками информации и т. д. Игнорирование личностью симптомов болезни может происходить, например, при гипонозогностическом типе эмоциональных отношений, в то время как при гипернозогностическом типе эмоциональных отношений больной более внимателен к своему заболеванию. Личность может также активно игнорировать симптомы по каким-то причинам эмоционального плана. Во всех случаях важен врачебный деонтологический подход при исследовании ВКБ. Нужно помнить, что существуют так называемые «открытые» и «закрытые» проблемы ВКБ. Это значит, что есть проблемы, о которых больной сам рассказывает, и проблемы, которые могут формироваться и существовать неосознаваемо, оказывая влияние на поведение больного.
типы эмоциональных отношений – предыдущая | следующая – система ценностей личности
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание