Описание указанных метасиндромов было осуществлено в ходе ряда исследований, проводившихся с помощью нейропсихологической методики «Диакор». Детям предлагалось выполнить ряд тестов на слухоречевую, зрительную и двигательную память. Результаты оценивались по ряду параметров: ошибки, связанные с каждым из выделенных параметров, группировались в соответствии с их отнесенностью к разным звеньями слухоречевой, зрительно-перцептивной и моторной систем и к разным отделам левого и правого полушарий мозга.
В ранее опубликованных работах метасиндромы развития и отклонений в развитии носили другие названия: «позитивный синдром развития» и «негативный синдром развития» (Микадзе Ю. В., 1996,1998,2002,2005; Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Балашова Е. Ю., 2001). Последующие исследования показали, что более адекватным является использование термина «метасиндром».
Метасиндром развития в младшем школьном возрасте включает в себя ряд синдромов, которые по входящей в них симптоматике могут быть соотнесены с работой задних (теменно-височно-затылочных) отделов левого, передних (лобных) отделов левого и задних отделов правого полушарий. Это означает, что в рассматриваемом возрастном периоде (6-10 лет) названные зоны мозга претерпевают максимальные темпы созревания. Порядок, в котором они расположены, указывает на то, какие из них созревают наиболее интенсивно (рис. 17.1, а Выраженность симптомов несформированности, входящих в синдромы, соотносящиеся с этими зонами мозга, также убывала с разной скоростью: максимальной для задних отделов левого и минимальной для задних отделов правого полушарий.
Аналогичная работа была проведена с арабскими младшими школьниками 7-9 лет (А. Бадарни, 2003).
Полученные в этом исследовании данные позволили описать специфику метасиндрома развития, характеризующего созревание разных отделов мозга и психическое развитие детей, находящихся в других социо-культурных условиях.
В возрасте 7-9 лет у арабских детей наиболее интенсивно осуществляются формирование и стабилизация таких параметров слухоречевой памяти, как прочность следов, объем непосредственной памяти, устойчивость к интерференции и стабильности регуляция и контроля.
В зрительной памяти происходит интенсивное формирование таких параметров, как: устойчивость следов к интерферирующим воздействиям, объем непосредственной памяти, устойчивость семантической отнесенности, сохранение пространственных характеристик стимулов и сохранение порядка.
В слухоречевой памяти наиболее медленно осуществляется развитие таких параметров памяти, как: устойчивость семантической отнесенности, эффективность заучивания, возможность смыслового объединения слухоречевых стимулов.
В зрительной памяти наиболее медленно осуществляется развитие параметра «стабильность рефляции и контроля».
В обследовании указанные изменения проявляются в такой позитивной симптоматике, как:
- возможность более длительного сохранения следа и в условиях пустой паузы, и после введения интерференции;
- в увеличении объема непосредственной слухоречевой и зрительной памяти;
- в сохранении и удержания зрительно предъявляемого стимула в пределах семантического поля (снижение количества параграфий);
- в способности объединения зрительных стимулов в целостную структуру;
- в сохранении порядка стимулов.
Метасиндром развития в младшем школьном возрасте у арабских детей в этом случае включал в себя ряд синдромов, которые по входящей в них симптоматике могут быть соотнесены с работой задних (те- менно-височно-затылочных) отделов левого, передних (лобных) отделов правого, передних отделов левого, задних отделов правого полушарий. Это означает, что в рассматриваемом возрастном периоде (7-9 лет) у арабских детей названные зоны мозга претерпевают максимальные темпы созревания. Порядок, в котором они расположены, указывает на то, какие из них созревают наиболее интенсивно.
При сравнении метасиндромов в развитии российских и арабских младших школьников можно видеть, что последовательность входящих в него синдромов по степени их выраженности выстраивается другим образом. Сочетания активно созревающих зон мозга в этот возрастной период у российских и арабских детей выглядят по-разному.
У российских детей более интенсивно формируются те звенья психических функций, которые связаны с левым полушарием, у арабских детей наблюдается высокая активность и в формировании тех звеньев, которые связаны с правым полушарием.
Сравнение метасиндромов, характеризующих психическое развитие младших школьников в двух разных социо-культурных условиях, позволяет оценить роль средовых факторов в развитии.
Особенности культурных условий проявляются в определенном типе средовых воздействий, которые стимулируют более активное созревание соответствующих мозговых зон. f
При поступлении в школу дети начинают обучаться письму и чтению. У российских детей при этом формируются когнитивные стратегии, связанные с лево-правым вектором сканирования и переработки информации, у арабских детей, изучающих арабский язык, наоборот, — с право-левым вектором.
Такие стратегии начинают формироваться в школьном возрасте. Это было подтверждено в эксперименте российскими и арабскими детьми (Чурсина Н. П., Бадарни А., 2002).
Детям в возрасте 3, 5 и 8 лет предъявлялись карточки с изображением пяти различных животных и инструкцией показать и назвать то, что они видят. Российские и арабские дети 3 и 5 лет называли картинки слева направо в 50 % случаев и в 50 % случаев — в обратном направлении. Все 8-летние дети называли картинки только в одном направлении: российские слева направо, а арабские справа налево. В дошкольном возрасте, таким образом, нет различий в восприятии зрительных стимулов. Включение же ребенка в специфичную для двух разных культур учебную деятельность приводит к изменению когнитивных стратегий.
В дальнейшем развитии российских детей когнитивная стратегия не меняется. У арабских детей с 8 лет начинается обучение иностранному языку, требующее изменения стратегии сканирования на лево- правую. Возникает перцептивный конфликт, требующий большей активации перцептивных процессов, связанных с правым полушарием. Вероятно, это и приводит к их более активному созреванию, которое отражается в структуре метасиндрома развития.
синдромы несформированности – предыдущая | следующая – метасиндромы отклонений
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста