17.2.3. Метасиндромы отклонений развития

Разные варианты отклонений в формировании психических функций в том же возрасте могут рассматриваться с точки зрения метасиндрома отклонений развития, формирующихся по описанному выше принципу.

В такие синдромы включаются симптомы, отражающие продуктив­ность работы соответствующих звеньев психических функций и зон мозга, которые максимально отличаются по степени выраженности от нормативных показателей, свойственных определенному возрасту, в худшую, негативную сторону.

В упомянутом выше исследовании с помощью методики «Диакор» проводился анализ особенностей психического развития у неуспева­ющих школьников, которые имели трудности со слухоречевой или зрительной памятью (Микадзе Ю. В., 2002).

Были выявлены два вида метасиндромов отклонения развития, ха­рактеризующих отставание в развитии психических функций.

Первый из них связан с отставанием в развитии слухоречевой сферы. По результатам обследования детей со сниженной слухоречевой памятью были выделены параметры, с которыми связано наибольшее количество ошибок при тестировании. В порядке степени выраженнос­ти и повторяемости в разных возрастных группах ими оказались:

  • семантическая устойчивость;
  • стабильность регуляции и контроля;
  • устойчивость к интерференции;
  • прочность следов;
  • эффективность заучивания;
  • объем непосредственной памяти.

Превышения значений параметров (по сравнению с нормативными) в зрительной и двигательной памяти не так выражены, как в слухорече­вой, однако здесь также можно выделить некоторые из них: передних (лобных) отделов правого полушария, задних (теменно-височно-затылочных) отделов правого и левого полушарий.

Это означает, что отклонения в формировании зрительно-перцеп­тивной сферы у младших школьников связаны с функциональным дефицитом названных зон мозга. Порядок, в котором они расположе­ны, указывает на убывающую степень дефицитарности каждой из них.

Сравнение двух метасиндромов отклонения развития показывает, что разные виды отклонений в развитии психических функций связа­ны с несформированностью разных мозговых зон и что конкретная форма отклонения характеризуется определенным сочетанием недо­статочно сформированных мозговых зон. Характерно, что в структуре описанных метасиндромов недостаточность слухоречевой сферы про­является в большей дефицитарности левополушарных, а недостаточ­ность зрительно-перцептивной сферы — правополушарных отделов мозга.

Описание выявленных в нейропсихологических исследованиях ме­тасиндромов можно расценивать как свидетельство наличия разных индивидуальных, вариантов развития и отклонений развития психи­ческих функций.

 

метасиндромы развития – предыдущая | следующая – особенности левшества

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога