Оценка семантической стороны чтения вслух и «про себя»
Оценка семантической стороны чтения происходит по двум параметрам: способность составить точный пересказ текста и понимание прочитанного текста.
Оценка пересказа прочитанного текста осуществляется с помощью подробного анализа пересказа текста учащегося, записанного на диктофон во время обследования, по двум основным показателям: цельность и связность пересказа.
Оценка цельности и связности пересказа включает баллы, начисленные за: точность; самостоятельность пересказа; смысловую адекватность; программирование текста, его лексическое и грамматическое оформление.
Оценка точности пересказа.
При оценке точности пересказа анализируются:
- Возможность каждого учащегося максимально точно передавать общий смысл текста, используя слова и словосочетания, употребляемые автором.
- Употребление авторских слов при ответе на вопрос экспериментатора, задаваемом школьнику для восстановления пропущенной им при пересказе какой-либо части текста.
- Невозможность ответить на вопрос по тексту, и ответы на вопросы экспериментатора, не относящиеся к прочитанному тексту.
Примечание: смотреть протоколы обследования чтения, приведенные в приложении.
Критерии оценки точности пересказа:
2 6 — использование при пересказе слов и словосочетаний из авторского текста или других, не искажающих общего смысла текста;
1 6 — правильные ответы на вопросы с использованием слов и словосочетаний автора;
О б — ответы на вопросы не относятся к содержанию текста;
О б — отказ от ответа на заданный вопрос.
Баллы, полученные за самостоятельное воспроизведение текста, а также баллы, начисленные за правильные или неправильные ответы после наводящих вопросов и отказы, суммируются. В результате учащийся получает итоговый балл за пересказ.
Оценка самостоятельности пересказа осуществлялась путем подсчета общей суммы только двухбалльных оценок, начисленных ученику за точность составления пересказа.
Оценка смысловой адекватности пересказа. Данный выделенный показатель оценивается следующим образом:
15 6 — составление полного, правильного пересказа и понимание его смысла;
10 б — неполный пересказ текста с правильными ответами на вопросы экспериментатора;
5 6 — правильная передача текста, но с буквальным пониманием смысла сюжета, даже после дополнительных вопросов, задаваемых экспериментатором по содержанию текста;
0 б — искажение смысла текста при пересказе, неадекватное его толкование при наличии вопросов экспериментатора.
Оценка программирования текста при составлении пересказа проводится с помощью начисления баллов за передачу всех связанных между собой смысловых звеньев текста в соответствующей последовательности .
Критерии оценки программирования текста при пересказе:
15 б — пересказ текста содержит все связанные между собой смысловые звенья текста, переданные в нужной последовательности;
10 б — пропуск смысловых звеньев в тексте, отсутствие смысловых связок, неоправданный повтор одинаковых связующих элементов;
5 6 — тенденция к фрагментарной передаче текста, простое перечисление событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повторы слов и грамматических конструкций, наличие вспомогательных вопросов для построения пересказа;
0 б — невозможность создать связный текст пересказа даже при оказании помощи со стороны экспериментатора.
Оценка лексического оформления пересказа. Этот показатель оценивается по 15-балльной шкале. Критерии оценки лексического оформления текста при пересказе:
15 6 — адекватное использование вербальных средств;
10 6 — поиск отдельных слов с использованием непродуктивной лексики, наличие единичных близких смысловых замен;
5 6 — выраженная бедность словаря, наличие неоднократных вербальных замен;
0 б — далекие вербальные парафазии, использование неадекватной лексики.
Оценка грамматического оформления пересказа. При оценке этого показателя анализируется правильное грамматическое оформление составляемого пересказа, а также возможность использования различных грамматических конструкции.
Критерии оценки лексического оформления текста при пересказе:
15 6 — правильно грамматически оформленный текст пересказа с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 б — грамматически правильно оформленный пересказ с использованием однотипных конструкций и перестановкой порядка слов;
5 6 — наличие негрубых аграмматизмов или параграмматизмов (несоблюдение грамматических обязательств);
0 б — множественные аграмматизмы.
Дополнительно при оценке пересказа:
— высчитывается количество вербальных замен, т.е. учитываются те слова, которые заменяли прочитанные на семантически близкие слова;
— определяется длина текста путем подсчета общего количества слов в тексте;
— вычисляется средняя длина синтагмы путем деления общего количества слов на количество синтагм;
— высчитывается индекс прономинализации, представляющий собой отношение доли местоимений к доле существительных, используемых при пересказе. Для вычисления этого показателя общее количество местоимений, использованных в пересказе, делится на общее количество употребляемых при пересказе существительных;
— при определении стереотипности грамматического оформления пересказа подсчитывается количество стереотипно построенных синтаксических конструкций.
Правильность чтения – предыдущая | следующая – Смысл текста
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников