10. Решение задач. В этой пробе фиксируется продуктивность, т.е. количество правильно решенных задач, а также качественные хаактеристики выполнения, например, трудности вхождения в задание или импульсивность.
11. Ассоциативные ряды. Для каждой части отдельно подсчитывается:
1. Продуктивность: общее количество актуализированных слов, исключая слова, относящиеся к категориям 2-5. Синонимы относятся к продуктивным словам (кушают, едят).
— Если встречается автоматизированный ряд, то за него начис-ляется 1 балл.
— Если встречается словосочетание, то за каждое начисляется 1 балл.
— Если в словосочетании одно из слов повторяется, а второе меняется, то это рассматривается как полуповтор и за него начисляется 0,5 балла в продуктивности и 0,5 в повторах; если одно из слов в словосочетании подразумевается, но не называется, то за это также на-числяется 0,5 балла в продуктивность и 0,5 балла в повторы («делают машины, вертолеты, танки»),
— Если встречаются однокоренные слова, т.е. меняются значи¬мые части слова (суффикс или приставка), начисляется по 0,5 балла в продуктивность и по 0,5 в повторы.
— Если встречаются словоформы, отличающиеся лишь оконча-ниями (множественное число или падежные окончания), то это считается за полный повтор.
— Если название состоит из двух и более слов (например, анютины глазки, дед Мороз, снежный барс), то в продуктивность начисляется 1 балл, а в категорию «количество словосочетаний» балл не начисляется.
2. Количество повторов: за каждый полный повтор начисляется 1 балл, за полуповтор — 0,5 балла; при самокоррекции балл за повтор не начисляется.
3. Наличие «считывания» деталей обстановки (для свободных ассоциаций).
4. Количество неадекватных заданию слов (для направленных ассоциаций). Например, в растениях называние частей растения — ветки, листок, почка, колосок.
5. Количество неологизмов (придуманных ребенком слов).
6. Количество словосочетаний.
7. Количество обобщенных названий растений (например, цветы, деревья).
8. Количество конкретных названий растений.
«Считывание» деталей обстановки и неадекватные заданию слова характерны для слабости функций III блока. Наличие большого количества словосочетаний, неологизмов, низкое число конкретных названий растений свидетельствуют о слабости функций II блока. Большое количество повторов может свидетельствовать о слабости слухоречевой памяти.
Для качественной оценки в протоколе фиксируются паузы. Паузы перед актуализацией слов могут быть проявлением трудностей включения в задание, характерных для слабости функций III блока. Паузы в ходе выполнения заданий, особенно ближе к концу, могут быть связаны со слабостью функций I блока, однако в направленных рядах они могут быть обусловлены и номинативными трудностями (II блок).
12. «Пятый лишний».
1. Продуктивность выбора: общее количество правильно выделенных лишних слов.
2. Объяснение:
— количество категориальных объяснений;
— количество конкретно-ситуативных объяснений;
— количество неадекватных объяснений и отказов;
— суммарный балл = (количество категориальных ответов х 2) + (количество конкретно-ситуативных ответов х 1).
За продуктивное объяснение засчитывается как нахождение обобщенного слова к четырем словам (например, «Все цветы, а фасоль — нет»), так и объяснение отвержения («Фасоль — это еда»);
Если ребенок дает неправильный выбор, его объяснение все равно оценивается.
Если к одному заданию дано и категориальное объяснение, и конкретно-ситуативное, то ответ оценивается как категориальный.
13. Понимание смысла серии картинок. Параметры оценки этой пробы (раскладывание серии картинок, смысловая полнота и смысло¬вая адекватность) см. выше при описании оценки пробы 6.
Блок приема, переработки и хранения информации
Переработка кинестетической информации
14. Праксис позы пальцев. В этой пробе 3 параметра отражают кинестетическую организацию движений и 1 — межполушарное взаимодействие.
1. Продуктивность. Отдельно для обоих заданий и для каждой руки подсчитывается:
— количество положений пальцев, выполненных правильно с первого раза (без развернутого поиска, импульсивности, привлечения другой руки) х 1;
— после самокоррекции без поисковых движений рук х 0,5;
— после поисков — 0;
— суммарный балл.
2. Ошибки:
— количество ошибок кинестетической организации (поиски, замены с поисками);
— количество импульсивных ошибок (в том числе исправленных);
— количество пространственных ошибок;
— переход на другую руку (учитывается при оценке ведущей руки).
3. Характер выполнения:
0 — нормальное (правильная поза как ведущих, так и фоновых пальцев);
1 — неловкое, при правильном намерении ребенок с трудом или не до конца достигает необходимой позы, положение фоновых пальцев не точное;
2 — неловкое с синкинезиями;
3 — неловкое с помощью другой руки.
4. Межполушарное взаимодействие:
0 — продуктивность при переносе позы не хуже, чем продуктивность по показу;
1 — продуктивность при переносе позы отчетливо хуже, чем продуктивность по показу.
15. Оральный праксис.
1. Продуктивность: количество правильно выполненных действий.
2. Характер выполнения:
0 — точное выполнение;
1 — неловкое, замедленное, напряженное выполнение;
2 — выполнение с элементами поиска, неполный объем движений;
3 — выполнение с поисками, «промахиваниями», синкинезиями, тремором или невыполнение. Примеры «промахивания»: язык упирается не в щеку, а в концы губ; вместо полного кругового движения языком ребенок облизывает только центр верхней и нижней губы.
Трудности программирования – предыдущая | следующая – Повторение слов
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников