Обработка данных нейропсихологического исследования (продолжение)

Серийная организация

4. Программирование рассказа:

0  — рассказ включает основные смысловые единицы в правиль­ной последовательности и с наличием связующих звеньев;

1   — пропуск отдельных смысловых единиц, отсутствие связую­щих звеньев или наличие необоснованных повторов связующих слов: Сначала дядя шел… Потом прошел к … мусорке, … потом кинул, … потом его пепел сам упал. … Ветер потому что.

2   — пропуск смысловых звеньев, тенденция к перечислению де­талей, наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании: А здесь человек идет на помойку. А здесь он её выбрасывает, а здесь тоже, а здесь уголь. В рассказе пропуск смыслового звена, повторы слов-связок, трудности программирования отдельного (последнего) предложения. Он шел. Он с грибами это… ведро. И подошел. И вот он рассыпает. И вот уже вышел. Пропуск смысловых звеньев, повторы связующих слов.

3  — отсутствие связного текста: Деда мусор… (жестом показыва­ет «выбрасывает»). Идет… Мусор… Идет… (?) Холодно… (?) Мусор сюда.

5. Грамматическое оформление рассказа:

0  — рассказ оформлен грамматически правильно с использовани­ем разных грамматических конструкций;

1   — рассказ оформлен грамматически правильно, но предложе­ния короткие; отмечается однообразие синтаксических структур или имеются нарушения порядка слов (например, постпозиция глагола, свидетельствующая о «глагольной слабости», — дядя мусор несет);

2    — предложения короткие, при этом встречаются единичные аграмматизмы, т.е. упрощения синтаксических структур, например, А здесь уголь. Аграмматизмы следует отличать от параграмматизмов, которые являются системными (вторичными) следствиями лексиче­ских трудностей (см. ниже).

3  — допускаются множественные синтаксические ошибки, в том числе пропуск глагольного сказуемого (Деда мусор; Мусор сюда).

6. Длина рассказа:

—   количество слов в самостоятельном рассказе;

—    количество слов в целом рассказе (включая ответы на во­просы).

7. Количество сложных предложений.
8. Средняя длина фразы.
9. Общее время составления рассказа.
10. Общий темп речи (количество слов в рассказе, время).

Короткий рассказ, короткие фразы, практическое отсутствие правильно построенных сложных предложений, длительное время составления рассказа (включая время включения в задание) и низкий темп речи характерны для детей со слабостью функций III блока мозга.

Переработка слуховой информации

11. Лексическое оформление рассказа:

0  — адекватное использование лексических средств;

1  — поиск слов или единичные близкие вербальные замены (па­рафазии);

2  — бедность словаря, вербальные парафазии;

3   — выраженная бедность словаря, множественные лексические ошибки.

12. Количество параграмматизмов (например, Галка переоделась белым цветом — вербальная замена переоделась вместо покрасилась влечет за собой ошибку управления).

2. Программирование, регуляция и контроль произвольных действий

7. Реакция выбора.

1.  Усвоение инструкции:

0  — усвоение с первого раза или после самостоятельной просьбы ребенка повторить инструкцию;

1 — усвоение после второго предъявления инструкции;

2  — усвоение инструкции недоступно.

Отдельно оценивается усвоение обеих инструкций.

2.  Скорость ответов (даже при правильном выполнении паузы перед ответами могут свидетельствовать о трудностях оттормаживания непосредственных реакций):

0  — нормальный или быстрый темп;

1 — замедленный;

2   — очень медленное выполнение или медленное с пропусками стимулов.

При разнице в скорости выполнения обеих частей пробы выстав­ляется средняя оценка.

3.  Ошибки:

—   без ошибок — 0 баллов;

—   за каждую ошибку с самокоррекцией — 1 балл;

—  за каждую ошибку без самокоррекции (в частности, ответ с интервалом между ударами вместо двух ударов подряд) — 2 балла;

—  суммарное количество баллов за ошибки = (количество ошибок с самокоррекцией х 1) + (количество ошибок без самокоррекции х 2).

3. Проявления импульсивности:

0  — нет;

1 — есть.

8.  Таблицы Шульте. В этой пробе фиксируются ошибки следо­вания инструкции, говорящие о трудностях программирования и кон­троля, а также время поиска каждых пяти цифр в каждой из двух час­тей. Медленный поиск, увеличение времени поиска цифр 6 — 10, особенно во втором более сложном и более энергоемком задании мо­гут быть свидетельством не только трудностей программирования и контроля, но и слабости I блока.

9.  Счет.

Доступность счета:

0  — доступны все виды счета;

1 — недоступно только 1 задание;

2  — недоступны 2 задания;

3  — недоступны 3 задания;

4  — недоступны все задания.

Задание считается доступным, если ребенок выполняет его без ошибок или допускает единичную ошибку с самокоррекцией.

Если ребенок не выполняет первые 2 задания, то следующие 2 ему не даются.

Если ребенок допускает единичные ошибки в более простых за­даниях, а более сложные выполняет верно, то это может быть прояв­лением колебаний работоспособности (слабости I блока).

Составление рассказа – предыдущая | следующая – Количество словосочетаний

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах