canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Категоризация эмоций. Возрастные изменения категоризации эмоций

Возрастные особенности восприятия и категоризации эмоций (категоризация эмоций)

И.И. Варганова, А.В. Вартанов

Москва, Россия

Сопоставление способов непосредственной и понятийно опосредован ной эмоциональной ориентировки человека на разных этапах его развитии осуществлялось на базе школы № 697 г. Москвы.

Характерные индивидуальные особенности непосредственного восприятия эмоций оценивались в эксперименте по распознаванию эмоциональных характеристик звучащего слова с построением формализованной математической модели. Ранее проведенные исследования (Виденеева, Хлудова, Вартанов, 2000) позволили выяснить, сколько и какие основные факторы или базовые признаки используются взрослым человеком для распознавания на слух эмоционального состояния говорящего. С помощью многомерного шкалирования субъективных различий между эмоциональными проявлениями в образцах слов “Да” и “Нет” (использовалось два набора по 20 стимулов в каждом) построена 4-х мерная сферическая модель. В этой модели каждый стимул задается точкой в 4-х мерном пространстве. Расстояние между точками прямо соотносятся с субъективными различиями между со ответствующими эмоциями. Все эти точки-стимулы, однако, заполняют пространство не равномерно, а лежат на поверхности гиперсферы (стан дартное отклонение точек от этой поверхности менее 5% величины радиуса). Первые две евклидовы оси модели связаны с оценкой ситуации по знаку – ось 1 (хорошо, полезно или плохо, вредно) и по степени информаци онной определенности – ось 2. Третья и четвертая оси связаны с побуждением: оборонительная реакция, активное (агрессия) или пассивное избегание (затаивание) – ось 3 и достижение – ось 4.

При этом оказалось, что три угла четырехмерной гиперсферы, выбранные в проекции осей 1-2, 3-4 и угол, образуемый движением точки между двумя этими плоскостями, задают такие субъективно переживаемые качества эмоций, которые описаны В. Вундтом (1984): эмоциональный гон (удовольствие – неудовольствие), возбуждение – успокоение – угнетение, напряжение – разрешение. При этом первый и второй углы упорядочивают все 10 основных эмоций по модальности: 5 эмоций («Удивление», «Радость», «Вина», «Горе», «Омерзение») определяются оценкой ситуации, и 5 («Ярость», «Стыд», «Интерес» или «Любовь», «Тревога», «Страх»), определяются собственной активностью. При выборе другой системы угловых параметров – если взять три угла в системе осей 4-1, 3-2 и угол, образуемый движением точки между этими плоскостями, обнаруживается другая система классификации эмоций, обычно описываемая при исследовании выражений лица: круговая система X. Шлосберга (Schlosberg, 1958) и Ч.А. Измайлова и др. (1999), а также на основе с емантического дифференциала Ч. Осгуда (Osgood, Suci, Tannenbaum, 1957): шоциональный тон или знак упорядочивает 6 основных эмоций по модальности («Любовь», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Отвращение», «Презрение»), активность или яркость эмоций (возбуждение – покой) и эмоциональная насыщенность (сила проявления эмоций).

Таким образом, использование в эксперименте ранее специфицированного материала и разработанной модели позволило количественно сравнить ни основе формального критерия непосредственное восприятие эмоций школьниками разного возраста и взрослых. Индивидуальные эксперименты по многомерному шкалированию проведены с 10 учащимися 3-5 классов 8- 11 лет (средний возраст 10 лет), а также для сопоставления с 10 взрослыми испытуемыми 20-47 лет (средний возраст 27 лет). Обнаружено отсутствие принципиальных различий в восприятии эмоций детьми и взрослыми: 1) оценки различий всех испытуемых, а также оценки, усредненные по группам испытуемых, хорошо описываются четырехмерной сферической моделью эмоций; 2) в целом (по усредненным оценкам различия) экспериментальная н контрольная группы высоко коррелируют между собой (г=0,74); 3) факторный анализ точек зрения обследованных испытуемых не обнаружил систематических возрастных различий в системе этих оценок (результаты представлены на рис.1).

Генеральный фактор F1 описывает 28.07% дисперсии всех данных, л второй фактор F2 – только 7.58% данных. На рис. 1 в пространстве этих двух первых факторов квадратиками представлены точки зрения взрослых испытуемых, а кружочками – детей. Буквы на рис. кодируют испытуемых, а цифры – округленный возраст в годах.

мозговое обеспечение – предыдущая | следующая – эмоциональные категории

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика