Возрастные особенности восприятия и категоризации эмоций (категоризация эмоций)

И.И. Варганова, А.В. Вартанов

Москва, Россия

Сопоставление способов непосредственной и понятийно опосредован ной эмоциональной ориентировки человека на разных этапах его развитии осуществлялось на базе школы № 697 г. Москвы.

Характерные индивидуальные особенности непосредственного восприятия эмоций оценивались в эксперименте по распознаванию эмоциональных характеристик звучащего слова с построением формализованной математической модели. Ранее проведенные исследования (Виденеева, Хлудова, Вартанов, 2000) позволили выяснить, сколько и какие основные факторы или базовые признаки используются взрослым человеком для распознавания на слух эмоционального состояния говорящего. С помощью многомерного шкалирования субъективных различий между эмоциональными проявлениями в образцах слов “Да” и “Нет” (использовалось два набора по 20 стимулов в каждом) построена 4-х мерная сферическая модель. В этой модели каждый стимул задается точкой в 4-х мерном пространстве. Расстояние между точками прямо соотносятся с субъективными различиями между со ответствующими эмоциями. Все эти точки-стимулы, однако, заполняют пространство не равномерно, а лежат на поверхности гиперсферы (стан дартное отклонение точек от этой поверхности менее 5% величины радиуса). Первые две евклидовы оси модели связаны с оценкой ситуации по знаку – ось 1 (хорошо, полезно или плохо, вредно) и по степени информаци онной определенности – ось 2. Третья и четвертая оси связаны с побуждением: оборонительная реакция, активное (агрессия) или пассивное избегание (затаивание) – ось 3 и достижение – ось 4.

При этом оказалось, что три угла четырехмерной гиперсферы, выбранные в проекции осей 1-2, 3-4 и угол, образуемый движением точки между двумя этими плоскостями, задают такие субъективно переживаемые качества эмоций, которые описаны В. Вундтом (1984): эмоциональный гон (удовольствие – неудовольствие), возбуждение – успокоение – угнетение, напряжение – разрешение. При этом первый и второй углы упорядочивают все 10 основных эмоций по модальности: 5 эмоций («Удивление», «Радость», «Вина», «Горе», «Омерзение») определяются оценкой ситуации, и 5 («Ярость», «Стыд», «Интерес» или «Любовь», «Тревога», «Страх»), определяются собственной активностью. При выборе другой системы угловых параметров – если взять три угла в системе осей 4-1, 3-2 и угол, образуемый движением точки между этими плоскостями, обнаруживается другая система классификации эмоций, обычно описываемая при исследовании выражений лица: круговая система X. Шлосберга (Schlosberg, 1958) и Ч.А. Измайлова и др. (1999), а также на основе с емантического дифференциала Ч. Осгуда (Osgood, Suci, Tannenbaum, 1957): шоциональный тон или знак упорядочивает 6 основных эмоций по модальности («Любовь», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Отвращение», «Презрение»), активность или яркость эмоций (возбуждение – покой) и эмоциональная насыщенность (сила проявления эмоций).

Таким образом, использование в эксперименте ранее специфицированного материала и разработанной модели позволило количественно сравнить ни основе формального критерия непосредственное восприятие эмоций школьниками разного возраста и взрослых. Индивидуальные эксперименты по многомерному шкалированию проведены с 10 учащимися 3-5 классов 8- 11 лет (средний возраст 10 лет), а также для сопоставления с 10 взрослыми испытуемыми 20-47 лет (средний возраст 27 лет). Обнаружено отсутствие принципиальных различий в восприятии эмоций детьми и взрослыми: 1) оценки различий всех испытуемых, а также оценки, усредненные по группам испытуемых, хорошо описываются четырехмерной сферической моделью эмоций; 2) в целом (по усредненным оценкам различия) экспериментальная н контрольная группы высоко коррелируют между собой (г=0,74); 3) факторный анализ точек зрения обследованных испытуемых не обнаружил систематических возрастных различий в системе этих оценок (результаты представлены на рис.1).

Генеральный фактор F1 описывает 28.07% дисперсии всех данных, л второй фактор F2 – только 7.58% данных. На рис. 1 в пространстве этих двух первых факторов квадратиками представлены точки зрения взрослых испытуемых, а кружочками – детей. Буквы на рис. кодируют испытуемых, а цифры – округленный возраст в годах.

мозговое обеспечение – предыдущая | следующая – эмоциональные категории

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание