Яндекс.Метрика

Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста (мозговое обеспечение)

Значимость вовлечения альфа-системы в обеспечение избирательного, информационного компонента произвольного внимания подтверждается тем фактом, что они оказываются более выраженными при эффективном внимании по сравнению с неэффективным (рис.1 Б)

Рис.2 Динамика альфа КОГ в ситуации предстимульного модально-специфического внимания у детей 7-8 лет. Тестовые сигналы адресуются правому полушарию. Обозначения те же, что на рис. 1

При адресации сигналов правому полушарию (рис.2) отмечается сходная картина изменений альфа КОГ. Независимость избирательных перестроек ЭА альфа-диапазона от стороны стимуляции и их сходство в обоих полушариях является характерной особенностью мозговой организации информационного компонента предстимульного внимания у детей 7-8 лет. У взрослых модальная специфичность и избирательность формирующихся на основе альфа-ритма функциональных объединений корковых зон свойственна только левому полушарию, в правом же независимо от модальности мы ниблюдали рост альфа КОГ между ассоциативными зонами и областью псртскс, что расценивалось нами как свидетельство специфики обработки релевантного сигнала левым и правым полушариями (Мачинская и соавт., 1992).

Рис.З Динамика тета КОГ в ситуации предстимульного модально-специфического внимания у детей 7-8 лет. Тестовые сигналы адресуются левому полушарию. Линиями соединены пары отведений, дня которых наблюдались достоверные (р<0,05) различия максимумов оценок функции КОГ в диапазоне тета -ритма. Обозначения те же, что на рис. 1

Таким образом, полученные при анализе атьфа КОГ результаты позволяют нам утверждать, что альфа-система действительно участвует в избирательной модуляции активности корковых областей в период ожидания значимого с итната, обеспечивая информационную составляющую предстимульного внимания на макро уровне – уровне взаимодействия различных корковых зон. Оценка топографии тета КОГ в ситуации предстимульного тактильною и слухового внимания при адресации сигналов левому полушарию (рис.3) не обнаружила никаких признаков модально-специфической интеграции. Как при тактильном, так и при слуховом внимании у детей 7-8 лет достоверным рост тета КОГ по сравнению с ситуацией спокойного бодрствования (рис.ЗА) наблюдался преимущественно в парах отведений, включающих височные, лобно-височные и лобные области. Сравнение ситуаций эффективного и неэффективного внимания (рис.ЗБ) позволило обнаружить, что у детей значимым является распространение влияний тета-системы и на заднеассоциативные области.

Рис.4 Динамика тета КОГ в ситуации предстимульного модально-специфического внимания у детей 7-8 лет. Тестовые сигналы адресуются правому полушарию. Обозначения те же, что на рис. 1 и 3.

Так же как и при анализе ЭА альфа-диапазона существенных различий в динамике КОГ в зависимости от стороны предъявления значимого сигнала и полушария обнаружено не было (рис.4). Выявленное в обеих сериях исследования сходство функциональной организации корковых областей на основе тета-ритма при тактильном и слуховом внимании указывает на независимость тета-системы от сенсорных характеристик релевантных сигналов. Эти данные согласуются с результатами экспериментов J. Sarnthcin и соавт. (1998), в которых было показано, 410 при удерживании В рабочей памяти эталонных сигналов и ожидании кчмовых растет КОГ в диапазоне тета-ритма между фронтальными и париетальными областями независимо от характера сигналов – зрительно-просфанственных или вербальных. Авторы связывают рост тета КОГ с поддержанием внимания или когнитивного контроля. Поддержание произвольного внимания у младенцев, по данным Т.А. Строгановой и соавт. (1998), сопровождается возрастанием мощности тета-ритма на ЭЭГ. Как показали J. Lorenz и соавт. (1992) выраженность тета-колебаний при ннпитивной деятельности слабо связана с такими показателями как время реакции и число ошибок и, напротив, коррелирует с длительностью, фудностью задания, необходимостью удерживать внимание. В нашем исследовании на связь тета-системы с мотивационным компонентом произвольного внимания указывает не только независимость динамики тета КОГ от модальности сигнала, но и преобладание наблюдаемых изменений в лобно-височных и височно-темено-затылочных областях – “зонах преимущественного влияния” лимбических структур (Hasar et al, 2001).

Выводы

1) Произвольное предстимульное модально-специфическое внимание у детей 7-8 лет характеризуется селективным ростом степени синхронизации ЭА в диапазоне альфа-ритма в обоих полушариях головного мозга. ( оответствие топографии роста альфа КОГ свойствам релевантного стимула н положительная корреляция этого процесса с успешностью перцептивной деятельности являются свидетельством роли альфа-ритма в избирательной модуляции корковой активности при подготовке к анализу значимой информации.
2) В отличие от перестроек ЭЭГ в диапазоне альфа-ритма, характеризующихся высокой степенью модальной специфичности, связанные с антиципаторным вниманием, изменения КОГ тета-колебаний не зависят от параметров ожидаемого сигнала. При этом в функциональные объединения ни основе тета-ритма включаются височные, лобные и в меньшей степени заднеассоциативные зоны обоих полушарий.
3) Сопоставление динамики пространственно-временной организации ЭЭГ в диапазоне альфа- и тета- частот показало, что альфа- и тета- системы
мозга имеют разную функциональную организацию и совместно включаются в обеспечение соответственно информационного и мотивационного компонентов селективного произвольного внимания.

информационный компонент – предыдущая | следующая – категоризация эмоций

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание